История одной песни

6 апреля 1966 года произошла авиакатастрофа самолёта Як-28 (экипаж: лётчик Капустин Б.В., штурман Янов Ю.Н.).

Шло перевооружение 668-го авиационного бомбардировочного полка на новые машины. Звену самолетов-разведчиков Як-28Р оставалось перелететь на аэродром базирования. Погода была нелетная. Добро на вылет получили только в 15.00. Через полчаса самолеты поднялись в воздух, набрав высоту 4 тыс. м (над Берлином нельзя было летать ниже 3 тыс.). Ведущий экипаж – командир капитан Борис Капустин и штурман старший лейтенант Юрий Янов. Бомбардировщики легли на заданный курс, но вскоре у машины Капустина отказал сначала один двигатель, потом второй.

С Як-28 произошла почти невероятная вещь – почти одновременно отказали оба движка. Специалисты полагали, что отказ двух независимых систем почти невозможен, но на машине Капустина и Янова случилось именно так. А реактивный бомбардировщик со стреловидным крылом планировать не может по определению.

Низкая облачность не позволяла определить точное местоположение. Пробив облака, экипаж увидел Западный Берлин.

Юрий Янов прыгать отказался. И это была не бравада, знал: его катапультирование нарушит аэродинамику падающего самолета, и удерживать его в воздухе дальше, а значит, увести от людей, летчик не сможет. Был еще шанс направить самолет на лес, потом катапультироваться обоим. Но лес оказался кладбищем, где накануне Пасхи в великую среду собралось немало людей. Пока Капустин уводил на окраину, катапультироваться было уже нельзя – высота не позволяла. Впереди показались река Хафель и озеро Штессензее. Это был последний шанс.

Но перед впадением в озеро реку перегораживал мост. Капустин потянул ручку на себя, и самолет из последних сил задрал нос. Дамбу с проезжающими по ней машинами перетянули, никого не задев, но в воду ушли с большим наклоном.
Самолет упал в английском секторе западного Берлина в нескольких сотнях метров от границы советского сектора, которая пролегала вдоль озера Штессензее. Английские саперы доставили к озеру катера с кранами, другую технику. Водолазы поднимали из ила самолет и, разрезая его по частям, перевозили на берег (фотографии были опубликованы в 1966 г. в немецком журнале "Штерн"). Английские спасатели только на вторые сутки достали тела погибших героев, оставшихся за рычагами управления самолета.

Наших на место падения не пустили. Американцы сняли секретную аппаратуру – уникальную РЛС «Орел-Д» (Skipspin по классификации НАТО) вместе с деталями двигателей и два дня исследовали на британской авиабазе в Фарнборо. Погибший экипаж и выпотрошенную машину вернули на третий день. При этом бургомистр Западного Берлина Вилли Брандт сказал: «Мы можем исходить из предположения, что оба они в решающие минуты сознавали опасность падения в густонаселенные районы и повернули самолет в сторону озера Штессензее. Это означало отказ от собственного спасения. Я это говорю с благодарным признанием людям, предотвратившим катастрофу».
.



Всё это время трое суток военнослужащие Группы советских войск в Германии искали место аварии на своей территории. 8 апреля состоялась траурная церемония передачи останков советских летчиков представителям Группы советских войск в Германии. Для передачи тел погибших воинов из Великобритании прибыл королевский оркестр, представители английских войск с большим уважением отнеслись к подвигу летчиков.

На похороны героев каждый город Германии прислал свою делегацию. Людей, желающих отдать последние почести русским парням, было столько, что несколько часов, пока на аэродроме готовились к отправке останков летчиков на родину, колонна граждан ГДР с венками и цветами двигалась непрерывно. Распоряжением правительства отдельно самолетами в города Ростов-на-Дону и Вязьма были отправлены тела героев.

Отец Бориса Владислав Александрович в это время заболел, но, узнав о гибели сына, слег окончательно и, не дождавшись его похорон, скончался. Так и хоронили в один день рядом отца и сына в городе Ростов-на-Дону. За одну ночь берлинский художник нарисовал красками большой портрет Капустина. За день на памятнике воинам, погибшим в Великую Отечественную войну, в городе Эберсвальде-Финов была установлена местными немецкими властями мемориальная плита.

Тысячи людей прошли мимо памятника, отдавая дань уважения советским летчикам, тысячи цветов были возложены к его основанию.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 мая 1966 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, капитан Капустин Борис Владиславович и старший лейтенант Янов Юрий Николаевич посмертно были награждены орденами Красного Знамени

Поэт Роберт Рождественский написал балладу «Огромное небо», которая стала песней – памятником подвигу двух советских летчиков, ценой своих жизней спасших десятки, а может, и сотни других. Это случилось в Группе советских войск в Германии.


И надо бы прыгать – не вышел полет,

Но рухнет на город пустой самолет.

Пройдет, не оставив живого следа,

И тысячи жизней, и тысячи жизней,

И тысячи жизней прервутся тогда…


А потом пришли другие времена, и всю нашу историю переписали. Не обошли вниманием и наших героев.

7 февраля 1997 года в «Комсомольской правде» появляется заметка неких  И. Парова и С. Чернова про песню «Огромное небо» и историю ее создания, в которой утверждалось, будто никакого подвига не было, а был безответственный поступок капитана Капустина, решившего в небе над Берлином закрутить «бочку», продемонстрировав тем самым возможности самолета. В результате двигатели захлебнулись и произошло то, что произошло.

Галине Андреевне Капустиной, вдове командира экипажа, понадобилось немало времени и девять судов, чтобы доказать, что все изложенное в статье – клевета. «Комсомольская правда» вынуждена была опубликовать опровержение, но последствия клеветнической статьи оказались необратимыми. С улицы Капустина исчезла мемориальная доска, школа была переименована, а из школьного помещения, в котором располагался музей памяти капитана Капустина, варварски удалили ценные экспонаты, включая личные вещи летчика, доставленные с места трагедии. В дальнейшем они были безвозвратно утрачены, не исключаю, что банально выкинуты на свалку. Нашлись даже те, кто разбил надгробие на могиле героя.

После восстановления честного имени капитана Капустина школе все-таки вернули его имя. Ростовчане помогли Галине Андреевне поставить новый памятник. Но мемориальную доску на прежнее место так и не вернули…

Осталась только песня об «отличных парнях отличной страны», но сегодня, к сожалению, она исполняется нечасто.