История создания "Интердевочки"
5 декабря помер Марк Рудинштейн купивший права на фильм Интердевочка и в этой связи я хотел бы вам рассказать историю создания книжки с одноимённым названием по которой был снят этот, очень мной любимый фильм.
Идея повести Владимиру Кунину пришла в 1986 году, когда он некоторое время жил в Польше в «Гранд-отеле».
Двадцать лет назад я жил в «Гранд-отеле» в центре Варшавы и каждый день, завтракая, видел проституток, которые покупали места у столика, а потом ждали, когда придут иностранцы. Я перезнакомился с ними - и подумал о том, что можно сделать сценарий о любви польской проститутки и водителя-дальнобойщика.
Из интервью Владимира Кунина «Комсомольской правде», 2004
Когда он вернулся в Ленинград, то употребил всё свое влияние, чтобы попасть в специальную группу уголовного розыска, которая выполняла надзор за действиями иностранных граждан, валютными операциями и контактами проституток с интуристами. В итоге писателя прикрепили к группе старшего лейтенанта Кузнецова в ведении которой была самая престижная в Ленинграде гостиница «Прибалтийская».
Владимир Кунин за несколько месяцев досконально изучил работу правоохранительных органов в выбранном направлении, присутствовал на захватах, обысках и допросах проституток. Благодаря своему возрасту он выделялся на фоне оперативного состава группы из-за чего в среде путан распространилась легенда, что он генерал КГБ, который проверяет работу ленинградских спецслужб. Однако, это вызвало небольшой казус когда он решил изучить жизнь интердевочек с их стороны — никто сначала не поверил, что он писатель, наотрез отказавшись с ним встречаться. Поэтому ему пришлось пойти на хитрость.
Я решил позвонить, на мой взгляд, самой умной девице. Утром набрал ее номер: "Так и так, я писатель, никакого отношения к органам не имею..."
Она и слушать не стала: "Да пошел ты на ..."
Перезвонил позже: "Если ты, стерва, сейчас бросишь трубку, я подниму твое дело, где ты дала отмазку в пять тысяч судье - после того как врубилась в пьяном виде на своих «Жигулях» в машину японского консула. И ты у меня будешь сидеть и за проституцию, и за валюту, и за консула. Поедешь со мной в Репино, в Дом творчества, будешь меня консультировать."
Молчание, потом: "Хорошо, Владимир Владимирович!"
Таким образом, я попал к ним в гнездо...
Из интервью Владимира Кунина «Комсомольской правде», 2004
Он взял с собой на встречу все свои книжки и удостоверения Союза кинематографистов и Союза писателей, подготовил своё личное досье, чтобы она поверила, что он не работает в милиции или КГБ. После более душевного общения с этой девушкой, ему удалось убедить и других, что он писатель и они согласились на откровенные разговоры.
И я стал другом дома лучших ленинградских проституток. Я бывал в церкви на крестинах их детей, я участвовал в их семейных торжествах, которые выливались обычно в слезливо-сентиментальные посиделки. Без этого боевого грима, в каких-то затруханных джинсиках и тапочках они ничем не отличались от продавщиц магазина «Овощи-фрукты», разве что курили дорогие «Мальборо» и щелкали зажигалкой «Ронсон», а на руке красовался «Роллекс» — часы, которым тогда цены не было в Союзе. Зато вечером это были светские львицы, умные, хищные, страшные.
Из интервью Владимира Кунина Шели Шрайман, 1992
Материала было собрано с избытком и уже в 1988 году повесть «Интердевочка» вышла в журнале «Аврора». Причем Владимир Кунин сначала предлагал другое название — «Проститутка». Но такое откровенный заголовок повести редакция забраковала. После этого он предложил назвать повесть «Фрекен Танька», но и такой вариант не нашёл поддержки в редакции, так как не отражал содержания. В итоге у повести появилось новое название — «Интердевочка», под которым и увидело свет.
Произведение получило неоднозначную критику — от положительной до гневной. С одной стороны его хвалили за то, что поднял такую тяжелую тему, с другой — что оклеветал советских женщин, а ленинградские правоохранительные органы потребовали вообще запретить повесть и уничтожить весь тираж журнала.
Тем не менее — это действительно был огромный успех, а рост популярности «Интердевочки» у читателей навел Владимира Кунина на мысль об экранизации. С этим предложением он обратился к Мире Тодоровской, на которую повесть произвела впечатление. Путем уговоров она добилась от своего мужа Петра Тодоровского, который сначала был категорически против, согласия на производство фильма.
Я кино вообще тогда не занималась, — но меня привлекла коммерческая сторона, хотя я не могла тогда предположить такого успеха. Понравилась мне и необычная человеческая история.
Из интервью Миры Тодоровской «АиФ», 2014
Главная роль
Когда вышло интервью Тодоровского, в котором он сообщил, что приступает к съемкам «Интердевочки», ему от проституток стали мешками приходить письма с откровенными фотографиями и мольбами об исполнении главной роли, которым, конечно же, не суждено было сбыться.
Владимир Кунин исполнительницей главной роли видел исключительно Татьяну Догилеву и именно под неё писал сценарий. Однако, Тодоровского она не устроила. Как и предложенная автором сценария — Наталья Андрейченко. После этого пытались пригласить эффектную польскую актрису Катажину Фигуре, но её не устроили условия сотрудничества.
Попробовать на главную роль актрису Елену Яковлеву предложил режиссёру актёр Всеволод Шиловский, сыгравший в фильме роль отца Тани. Но и Яковлеву Тодоровский тоже сначала не воспринял в роли валютной проститутки Тани Зайцевой, однако после кинопроб изменил своё мнение.
Яковлева не раз рассказывала, что когда она пришла на кинопробы к Тодоровскому, он был вне себя от ярости — "Разве она похожа на проститутку?" - кричал он и продолжал: "Извините, конечно, вы в этом не виноваты, но зритель все-таки должен на что-то смотреть. Это же двухсерийная картина. А у вас нет ничего ни тут, ни тут!".
Уже после утверждения Яковлевой на главную роль необходимые "объемы", соответствующие по мнению режиссёра валютной проститутке, добавили из поролона.
Роль Тани Зайцевой принесла Яковлевой грандиозную популярность и стала залогом дальнейшей успешной карьеры — актриса была признана лучшей в 1989 году по опросу журнала "Советский экран". На Международном кинофестивале в Токио в этом же году Яковлева получила приз «Лучшая актриса». В 1990 году — лауреат премии «Ника» в номинации «Лучшая женская роль» и приз Международного фестиваля актёров кино «Созвездие» — «Лучшая главная женская роль».
Съёмки фильма
Это довольно интересно и даже последовательно, но съёмки фильма действительно проходили в гостинице «Прибалтийская» в Ленинграде, то есть там, где Кунин и собирал рабочий материал. Помимо этого съемки проходили в Москве и Швеции. Весь съёмочный процесс занял у режиссёра всего три месяца.
Вульгарные туалеты героинь, которые придумали костюмеры, на самом деле не соответствовали реальности — настоящие валютные проститутки одевались значительно скромнее.
Елена Яковлева, дочь офицера и сотрудницы НИИ, наотрез отказалась сниматься в обнаженном виде, поэтому режиссёру и съемочной группе пришлось работать по советской классике: небольшой монтаж и воображение зрителя. Вообще, фильм получился вполне пристойным даже по самым строгим меркам — в картине не то, что постельных сцен нет, в картине даже эротика как таковая отсутствует. Лишь в одном эпизоде Ирина Розанова не скрывает свою обнаженную грудь.
Кстати, про постельную сцену Тани и японца — в съемках участвовала только Елена Яковлева (без партнера), а все "эффекты" обеспечивала съемочная группа.
Кунин практически не участвовал в работах над съёмкой фильма — не сойдясь с трактовкой сценария режиссёром и в видении акцентов он, разругавшись с Тодоровским, уехал и больше не посещал съемочную площадку.
Несмотря на оглушительный коммерческий успех «Интердевочки» в прокате и громадные по тем временам гонорары — и сценарист, и режиссёр остались недовольны проделанной работой. Кунин открыто заявлял, что всё сняли слишком слащаво и затянуто, Тодоровский же указывал, что это довольно посредственная его работа.
Три финала
Тодоровский планировал другой финал, который отличался от окончания повести. Режиссёр хотел намекнуть зрителю, что героиня доехала до аэропорта и улетела в Россию, пустив перед титрами взлетевший самолет.
Но по настоятельному требованию руководства студии финал должен был быть трагичным, с моралью, что проституция и иностранное замужество добром не кончаются.
Третий финал готовился специально для шведского партнера киностудии «Мосфильм» и возможно для иностранного проката в целом — в нем должна была быть недосказанность: Таня просто уезжает на машине в дождь и не доехав до аэропорта вдруг останавливается и просто сидит в машине и плачет. Но компания Filmstallet AB обанкротилась и необходимость в данном финале отпала.
Ну и в заключении, как всегда, музыкальное видео которое я сделал по фильму.