Из нон-фикшена в художку?

Недавно ко мне обратилась девушка с просьбой помочь в написании книги. Речь шла об облачении профессиональных навыков в художественную оболочку — сделать нечто легкое и доступное, что можно почитать утром за чашечкой кофе, вдохновиться и зарядиться на весь оставшийся день.

Запрос необычный. Обычно на кураторство ко мне приходят люди, у которых уже есть идея или набросок сюжета, но в этом случае предстояло собирать книгу буквально с нуля. А я бы и рада помочь, но есть одно “но” — без понимания произведения самим автором, никто другой его не поймет и не придумает.

Поэтому я предложила составить для автора анкету, опираясь на которую мы могли бы в дальнейшем выстроить работу. Сюда продублирую сжатую версию, но с пояснениями.

Шаг 1: Формат

Сборник рассказов или крупная проза? Мотивирующие зарисовки или полноценные истории? Формат — это опора фундамента, с которого стоит начать строительство.

Какой выбрать — зависит от ваших целей. Если книга должна затронуть множество проблем, то, конечно, подойдет вариант с рассказами. Если автор хочет глубокого проработать тему на примере одного героя, то лучше всего это удастся сделать в повести или романе.

Кроме того, следует исходить из личного опыта. Кому-то хорошо даются короткие истории, а кому-то в них тесно и душа требует размаха на 200 страниц. Оценивайте свои силы и возможности. Но и в том, и в другом случае следует исходить из цели.

Шаг 2: Аудитория и жанр

Мы тут все за равноправие и без предрассудков, однако отрицать взаимоотношения аудитории и жанра никак нельзя. Пишете для детей — это одно, для подростков — другое, для одиноких бизнес-леди 20-30 лет — третье, для молодых мамочек того же возраста — четвертое... Важно понимать рамки своей аудитории и не пытаться их размазать, дабы охватить всех, — так не получится.

Этот этап также помогает определиться с главным героем, так как подробные портреты целевой аудитории — прекрасная заготовка персонажа. Герою, с которым читатель может себя ассоциировать, верят больше, ведь его эмоциям и действиям будут сопереживать.

Шаг 3: Темы, проблемы и идеи

Автор-эксперт обычно четко понимает список тем, которые планирует поднять в книге. Предыдущий шаг лишь помогает проверить себя: правильно ли подобраны вопросы, актуальны ли они для читателя и т.д.

Но, помимо тем и проблем, в таких произведениях особенно важна идейность (предложения по решению поднятых проблем). Даже если у автора нет единственно верного алгоритма, потребуется указать “путь”, иначе книга утратит ценность.

Шаг 4: План

Прежде чем начать писать, нужно составить план: разбить книгу на главы, определить сюжетные линии и персонажей, составить примерную картину действий.

Вдвойне замечательно, если автор имеет структуру раскрытия тем, которые определил в предыдущем шаге. Это не просто упрощает работу над сюжетом, но и выстраивает логику повествования всей книги, даже если планируется сборник коротких форм.

 

Вот тот самый минимум, с которым необходимо определиться автору, прежде чем приступить к написанию книги.

Конечно, писатель может выполнять эти шаги при участии редактора-куратора, но тогда основная работа второго будет сводиться к банальному опросу. Ведь никто, кроме самого писателя, книгу за него не придумает, а редактору только и останется, что задавать уточняющие вопросы. И, как показывает практика, после 5-10 — писателю хочется посидеть над ними в тишине и одному.

Так что обязательно обращайтесь за помощью к специалистам! Но лучше всего это делать тогда, когда у вас есть хотя бы минимальный набор, с которым можно работать.

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий