К морю Хвалисскому. Словарь

Албасты – демонические персонажи тюркской мифологии, связанные с водной стихией. Обычно представляется в виде уродливой обнажённой женщины с длинными распущенными жёлтыми волосами и обвислыми грудями. Албаста истребляет маленьких детей.  

Аль Син –  Арабское название Китая. 

Адамантустаревшее название алмаза, в переводе с греческого - «несокрушимый».

Аждарха – в мифологии тюркоязычных народов Малой и Средней Азии, Северного Кавказа, Поволжья и Западной Сибири   злой демон. Обычно представлялся в образе дракона, часто многоголового. Согласно некоторым мифам Аждарха, которому удалось дожить до глубокой старости, превращается в демона ювха.

Альвы  (эльфы) – В ранней германо-скандинавской мифологии — нестареющая, обладающая магией, прекрасная раса, живущая, как и люди, на Земле. Владеют секретами кузнечного ремесла. (см., например, «Младшая Эдда» сага о Вёлунде).   

 Асмунд – согласно Повести временных лет, один из воевод князя Игоря, после его смерти занимавшийся воспитанием Святослава. Упоминается, в частности в эпизоде, повествующем о расправе Ольги над древлянами. Сражение открыл Святослав, (которому на тот момент было 3 года), бросив «копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав еще ребенок. И сказали Свенельд [воевода] и Асмуд [кормилец]: „Князь уже начал; последуем, дружина, за князем.“»

Батур (батыр) – исполин, богатырь.

бахарь –   сказочник, рассказчик  

бахши (туркм. — багшы, казах. — баксы от санскритского bhikshu — учитель) – народные певцы, музыканты, сказители и поэты у народов Средней Азии.  Поют народные песни и эпические произведения — дастаны, сопровождая пение на двухструнном музыкальном инструменте — дутаре.

Бердаа – город в Азербайджане, расположенный на Карабахской равнине на реке Тертер. С 5 века столица Кавказской Албинии, в начале 8 века завоеван арабами.В 10 веке был захвачен пришедшими с севера руссами, которые пытались там закрепиться, но после ожесточенных боев были вынуждены после гибели вождя покинуть город. По мнению Л.Н. Гумилева на обратном пути через земли хазарского каганата, ослабленные лишениями дружины руссов были истреблены мусульманской гвардией кагана ал-ларсиями.

Буевище  - кладбище

 Булгар (татарскийBolğar, Болгар) — одна из столиц Волжской Булгарии. Город был основан в  X веке В 920 арабский географ ал-Балхи впервые упоминает о Великом Булгаре. В 922 году Болжскую Булгарию  по приглашению ее ильтабара (то есть государя) Алмаса посещают послы из Багдада и булгары принимают ислам. Жизнь и быт булгар подробно охарактеризованы в запискас секретаря посольства Ахмеда ибно Фадлана. В середине X века  Булгария становится одной из сильнейших и влиятельнейшей страной Восточной Европы, с развитыми ремеслами, крупнейшим торговым центром Среднего Поволжья.   

 булгары — тюркоязычные племена скотоводов и кочевников, населявшие с IVвека степи Причерноморья до Каспия и Северного Кавказа. После прихода в регион хазар во второй половине VII века булгры оказались расколоты на три орды. Часть племен под предводительством хана Аспаруха откочевали на Балканы, где тесно взаимодействовали со славянами. Другие племена нашли новую родину в среднем Поволжье, основав государство Волжских булгар. Булгары участвовали в этногенезе таких современных народов как болгары, чуваши, казанские татары, балкарцы, карачаевцы, гагаузы, венгры.   

Бурмицкий – персидский

Бус (Бож)  — король антов упомянутый историком Иорданомв своём сочинении «О происхождении и деянии гетов», а также в «Слове о полку Игореве» (Се бо готския красныя девы воспеша на брезе синему морю, звоня рускым златом; поют время Бусово, лелеют месть Шароканю),   в связи с войной против него остготского короля Винитара. В начале готы потерпели от антов поражение, однако после   смогли около  375 года захватить в плен и распять Божа, его сыновей и 70 антских старейшин. Но уже через год Винитар  погиб в бою  гуннами. 

  варя́ги  — выходцы из Балтийского региона, представители которых присутствовали как наёмные воины или торговцы в Древней Руси  и Византии IX-XII веков

Велес – в славянской мифологии Бог нижнего мира, проводник душ умерших в иной мир, покровитель скота (Скотий Бог) и торговли, хозяин лесных и водных угодий, хранитель подземных богатств. Изображался в виде длиннобородого, длинноволосого человека, медведя, волка, или (в водяной ипостаси) дракона (отсюда новгородское прозвание Ящер). В мифологии финно-угорских народов сближается с Кереметом.  (иллюстрация Виктора Королькова) 

20150303-01974-003.jpg

Вяйнямейнен   - в карело-финской мифологии культурный герой и демиург, мудрый старец, чародей и  шаман. В карело-финских рунах Вяйнямейнен - главный герой, обитатель первичного мирового океана: на его колене, торчащем из воды, птица снесла яйцо, из которого Вяйнямейнен заклинаниями сотворил мир.  Один из главных героев карело-финского эпоса Калевала. (иллюстрация Бородкина)

mudryj5.jpg

Вердани см. Норны

Верея - опора ворот

Веред – нарыв с нагноением, чирей, абсцесс, ячмень, фурункул

весины (весь) прибалтийско-финское племя, возможные предки вепсов и карел-людиков

виноцветное море – Средиземное, или Эгейское море (устойчивая формула поэм Гомера)

 Волхвы́ (др.-рус. вълхвъ «кудесник, волшебник, гадатель») — древнерусские языческие жрецы, которым приписывались умения заклинать стихии и прорицать будущее. Волхвы осуществляли богослужения и жертвоприношения, обладали даром психологического воздействия на людей и составляли особый социальный слой. (см. также кудесник хранильник

Воавр – персонаж корело-финского эпоса, жена богатыря Ляйне,

сражавшегося с чудинами.

Выжлок   ищейная, гончая собака; вожак стаи. См. Ни пес, ни хорт, ни выжлец.

вятичи – древнерусское племя, жившее в бассейне реки Оки. Родоначальником вятичей летопись считает легендарного Вятко: «А Вятко седе с родом своим по Оце, от него же прозвашася вятичи. Вятичи занимались земледелием и скотоводством; до 10 11 вв. у них. сохранялся патриарх. В 9 10 вв. платили дань Хазарскому каганату, с середины 10 в. после разгрома каганата – киевским князьям».

Гален Клавдий (129, Пергам -201 Рим) – римский врач и естествоиспытатель, классик античной медицины. Оставил более 400 трактатов по медицине, из которых сохранились более 100. Изучал анатомию и физиологию, широко использовал опыты над животными, создал первую в истории концепцию о движении крови в организме, широко применял лекарства, получаемые из растительного и животного сырья путем специальной обработки. Оказал огромное влияние на средневековую медицину вплоть до начала нового времени.

 

  Гектор  – в древнегреческой мифологии храбрейший вождь троянского войска, сын Приама и Гекубы. Убил Патрокла друга Ахілла и сам был убит Ахиллом, который несколько раз протащил его тело своей колесницей вокруг стен Трои и затем за выкуп выдал Приаму.

Гея – древнейшее божество, олицетворение Земли. По Гесиоду Гея первой выделилась из первоначального Хаоса и породила Урана (небо) и Понт (Море)

горный бальзам – природное мумиё

гридень (древненорвежский – безопасность, покой, убежище) – в древней Руси до XIII в. член младшей княжьей дружины, телохранитель. Гридница – часть дворца, где содержали стражу.

гривна (шейная) – металлический обруч (из бронзы, железа, серебра или золота), носившийся на шее.  

 гусли яровчатые — струнный щипковый музыкальный инструмент, известный на Руси с древнейших времен. Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые, в более поздних образцах, имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, шлемовидные - 10-30 струн такой же настройки. На крыловидных гуслях (их также называют звончатыми) играют, как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, на шлемовидных, или псалтыревидных, струны защипывают обеими руками. Народный устойчивый эпитет «яровчатый» по одним источникам происходит от названия дерева явор (разновидность клена, из которой делали инструмент), по другой от слова «ярый» «яркий».

 

 Даждьбог, Дажьбо́г   — один из главных богов в восточнославянской мифологии бог плодородия и солнечного света, предок князей и вообще русских людей.

 Дедославль   —  древнерусский город, существовавший в домонгольское время, находящийся у села Дедилово Киреевского района Тульской области. Академик Б.А. Рыбаков называет летописный Дедославль городом жрецов вятичей. В 1146 г. Дедославль впервые упоминается в Ипатьевской летописи как город, в котором проходили славянские собрания (вече). Это упоминание связано с борьбой за киевское великое княжение между Игорем и Святославом Ольговичами, с одной стороны, и Изяславом Мстиславичем и его сторонниками, с другой.

 Дирхем, дирхам – старинная арабская серебряная монета, равнялась 2,97 г чистого серебра. Чеканилась с 695.   применялась в торговле арабов с другими странами (с Древней Русью в 9—13 вв.).

Долон эбуген - в мифологии монгольских народов созвездие Большой Медведицы, её семь звёзд иногда причисляются к тенгри. В шаманских гимнах   - податель счастливой судьбы.  Одна из звёзд Большой Медведицы, находящаяся у неё на плече (вариант: в хвосте), украдена у Улькера (созвездие Плеяды), который гонится за похитителем.

драккар ( норвежск. Drakkar, от древнескандинавских Drage — «дракон» и Kar — «корабль», буквально — «корабль-дракон») — деревянный корабль викингов, длинный и узкий, с высоко загнутыми носом и кормой, приводившийся в движение с помощью весел и простейшего паруса. Размеры драккаров колебались от 35 до 60 метров. Большие корабли имели до 35 пар весел   и развивали скорость до 10-12  узлов что для кораблей такого класса может считаться выдающимся показателем. На носу крепилась резная голова  дракона (отсюда и название типа корабля), а по бортам располагались щиты. (иллюстрация - Николай Рерих "Варяжские гости") 

nikolaj-rerih.-zamorskie-gosti.jpg

дэвы – злые духи в иранской   мифологии. Представления о дэвах, злых духах, звероподобных великанах, обитающих под землей и владеющих несметными сокровищами, сохранились в мифах народов Средней Азии, Казахстана, Кавказа и Западной Сибири. 

егет – джигит, удалец

жуковинье -  перстень с камнем, печаткой или с резной вставкой.

Зенон из Элеи   – древнегреческий философ, ученик Парменида, создатель диалектики, искусства выдвигать аргументы и опровергать чужие мнения.   Из четырех десятков апорий наиболее известны апории о движении: «Дихотомия», «Ахилл и черепаха», «Стрела и Стадий» (Движущиеся тела).  Как сообщает Диоген Лаэртский, участвовал в заговоре против  тирана Неарха. Был арестован. На допросе, при требовании выдать сообщников, вел себя стойко и даже, по некоторым сведениям, откусил тирану ухо, а по другим — откусил собственный язык и выплюнул его в лицо тирану. Присутствовавшие граждане были настолько потрясены произошедшим, что побили тирана камнями.  

зернь – мелкие золотые или серебряные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из филиграни.  Создаёт эффектную светотеневую и фактурную игру, обогащает орнаментальную ритмику изделия.  Известна с древнейших времён (в Междуречье, Древней Греции, на Кавказе), широкое распространение получила в средние века (особенно в Древней Руси), применяется и в настоящее время.

Иллион – Троя

ижоры, ижо́ра   — финно-угорский народ, в древности — основное (наряду с  водью) население  Ижорской земли.

 из рубашки выскочившая – достигшая возраста девичества, когда девочка, прошедшая обряд посвящения, получала взрослую, женскую одежду поневу, шерстяную юбку, с рисунком в клетку, являвшуюся неотъемлемой частью костюма средней и южной России до ХХ века. Дети в Древней Руси, и девочки и мальчики, носили только рубашку. 

 Ираклио́н ( греч.Ηράκλειο) — город в Греции административный центр  Крита. Арабы, захватив Крит в  824 году, превратили это место в укреплённый форт Хандак, который удерживали в течение 140 лет. Для защиты города арабы построили мощные стены и окружили их глубоким рвом (отсюда и название города Хандак, что по-арабски значит «ров»). В  961 году. за несколько лет до описываемых в романе событий город был отвоёван византийским полководцем полководцем  Никифором Фокой после упорной восьмимесячной осады. По сведениям ПВЛ и др. источников известно, что в войне участвовали воины, русы.

 Ирий (вирий, вырий) — древнеславянский рай, южная страна, куда птицы улетают зимой. Туда же возносятся души зверей, добытых охотниками, и держат ответ перед «старшими» — рассказывают, как поступили с ними люди. Соответственно, охотник должен был благодарить зверя, позволившего взять свою шкуру и мясо, и ни в коем случае не издеваться над ним, не причинять лишних мучений. Тогда «старшие» скоро отпустят зверя назад на Землю, позволят снова родиться, чтобы не переводились рыба и дичь. По преданию, ключи от Ирия сначала хранились у  вороны, но та прогневала богов и те передали ключи  жаворонку С представлением об Ирии связаны магические обряды погребения птичьего крыла в начале осени.

истьба, истобушка "изба" (от глагола «топить») –отапливаемое строение (в отличие, например, от клети), будь то кладовая для зимнего хранения овощей (Белоруссия, Псковщина, Северная Украина) или жилая изба крохотных размеров (Новогородская, Вологодская области), но непременно с печью.

 Искоростень – древнерусский город 10 в. Впервые упомянут в  914 г. как столица  славянского племени  древлян. После того, как древляне убили пожелавшего собрать большую, чем было уговорено, дань  киевского князя Игоря, его жена  Ольга отомстила древлянам, осадив Искоростень и спалив его в 945 (по другим данным в 946) году. С тех пор город и прилегающие земли стали частью  Киевской Руси.

 Итиль – столица Хазарского каганата в 8—10 вв. (в 15 км выше современной Астрахани). Располагалась на обеих сторонах р. Итиль (Волги) и небольшом острове. В И. жили хазары, тюрки, славяне, евреи. Население занималось скотоводством, земледелием, рыболовством, ремёслами, торговлей. В И. были дворец кагана, храмы, училища, бани, базары. Жилые постройки состояли из деревянных шатров, войлочных юрт и землянок. В 965 И. разрушен киевским князем Святославом Игоревичем.

каган – титул правителя у степных народов, иногда применявшийся и в отношении русских князей. Здесь в основном применяется в отношении кагана хазарского, главы хазарского каганата, который, царствовал, но не правил. Хотя особа кагана считалась священной, а, по верованиям простых хазар и степняков, одного его взгляда достаточно, чтобы человек упал замертво, каган не имел права покидать своего дворца, и вся полнота власти находилась в руках правителя, носившего титул бека, или царя.  

 камча –   нагайка, плеть или кнут.

Керемет – у ряда в финно-угорскоих и тюркских народов младший брат и противник верховного бога и демиурга Кугу-Юмо. Моления Керемету совершались при эпидемиях и т. п. в священных рощах - кереметах (лудах), где специальный жрец приносил в жертву богу животных чёрной масти

Киса, (кочь) -  Разновидность плаща, употреблявшаяся в княжеско-боярской и воинской среде. Арциховский считает, что именно кочь распространился в Западной Европе под названием славоника - "славянский плащ"

кметь   — термин, широко распространённый в Средние века у славянских народов и имевший различные значения. Первоначально кметами назывались, по-видимому, свободные члены общины, племени. В древнерусских литературных памятниках ( "Слово о полу Игореве" и др.) кметы — витязи,  воины дружины.  В «Поучения Владимира Мономаха» кмети упоминаются наряду с князьями и относятся к числу воинов лепших, хотя и молодых.

 коке –   ласковое обращение, эквивалентное русскому родной братец (каз).

колты – древнерусское женское украшение 11—13 вв., полая металлическая подвеска, прикреплявшаяся к головному убору.  Округлые золотые колты украшались перегородчатой эмалью (изображения птиц, сиринов, «святых» и др.), серебряные — черновыми изображениями. Звездчатые колты из золота и серебра покрывались зернью и сканью. 

корбы – сырая низменость под ельником; частый лес, чаща, трущоба.

корелы – одно из коренных финских племен, первоначально обитавшее в Карелии

Коркуд - в мифах тюркоязычных народов первый шаман, покровитель шаманов и певцов. Дабы обмануть смерть, расстелил одеяло на водах реки и играл на кобызе.  Образ Коркуда получил наибольшее развитие в огузском эпосе: «Книга моего деда Коркуда».

Корочун- самый короткий день в году, когда Кощный Бог «окорачивает» уходящий год. Празднуется накануне Зимнего Солнцеворота или накануне Коляды. Характеризуется жертвоприношениями Велесу.

кощун – в данном контексте раб

крада — погребальный костер у древних славян

Куго-юмо – верховное божество у ряда финно-угорских народов. Творец вселенной, отождествлявшийся с небесами.

Купавый –  белый, чистый, ладный.

курт – разновидность овечьего сыра.

Куря – печенежский хан, упоминается в "Повести временных лет"  в связи с гибелью на Днепровских порогах дружины Святослава Игоревича. По сведениям летописи, Куря действовал по подстрекательству византийцев (по версии Л. Гумилева христианской общины Киева). После гибели Святослава в неравном бою с печенегами Куря сделал из его черепа чашу и пил из нее на пирах.

лепо, лепый –    хороший, красивый, прекрасный, благовидный; лепший, лучший; лепше  

ложница - спальня, ложе, постель

Локи – в скандинавской мифологии один из богов асов, известный своим   переменчивым нравом.  Во многих сюжетах выступает как добытчик-похититель, прибегающий к хитрости и обману, и действующий то в интересах богов, то в ущерб им. Иногда отождествляется с богом огня.

Ляйне - богатырь, герой карельской сказки.

Макошь (Мокошь) – Богиня всей Судьбы (кош, кошт - судьба, слог "ма" может сокращенно обозначать слово "мать"), старшая из богинь прях судьбы, а также покровительница женских рукоделий - на Земле; попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме Великая Мать, богиня плодородия, связана с урожаем, имеет 12-13 годовых праздников (и может чествоваться каждое полнолуние) Богиня магии и волшебства, жена Велеса и Хозяйка перекрестков мироздания между мирами. Хозяйка Живой Природы.(иллюстрация Виктора Королькова) 

scale_1200

Мадьяры – самоназвание венгров

Мерв— древнейший известный город древнейший известный город Средней Азии, стоявший на берегу реки Мургаб в юго-восточной части Туркменистана, в 30 км к востоку от современного города Мары. Столица персидской сатрапии Маргиана и государства Сельдуков.

Меряне, Ме́ря   — древнее финно-угорское племя. Жившее на территории Ярославской, Владимирской Ивановской, восточной части современной Московской, части Вологодской и Костромской областей. Впервые упомянуто в VI веке готским летописцем Иорданом под названием мерен, позже появляется в русских хрониках. По данным «Повести временных лет в 859 году варяги обложили мерю данью. В начале X века меряне принимали участие в походах Олега, потом попали в зависимость от хазарского каганата. Во время похода Святослава, как и вятичи, были обложены данью или вошли в состав Руси.  

 Мурома   — финно-угорское племя, которое с первого тысячелетия до нашей эры жило в бассейне. Находилось в родстве с мордвой и вело происхождение от городецкой культуры. Племя занималось сельским хозяйством, охотой, ремеслами, к XII было ассимилировано восточными славянами на начальном этапе формирования русского этноса.     

Мимир   — великан, живший среди асов Будучи дипломатическим заложником, по наговору был убит и обезглавлен.  Один пожертвовал правым глазом, чтобы оживить его голову, которую отнёс в подземную пещеру у корней мирового дерева Игдрасиль Там он мог советоваться с умной головой и пить воду, которая наделяла временной мудростью.

Мировое Древо – в мифологической модели мира универсальный символ, объединяющий все сферы мироздания. В славянской и скандинавской мифологии воплощалось в виде собственно древа, мировой оси, объединявшей верхний, нижний и средний миры.

 Миэликке – в финно-угорской мифологии супруга Тапио, хозяина лесных угодий.

Море Хвалисское, или Хвалынское – Каспийское море.

Морана (Марена, Мара) – в славянской мифологии богиня, связанная с воплощениями смерти, с сезонными ритуалами умирания и воскрешения природы.

Нарочитые, или вятшие мужи –лучшие мужи, племенная а затем служилая аристократия.

Навь – здесь иной, загробный мир. (Рыбаков Б. А.  «Язычество древних славян»: «Навьи — мертвецы или, точнее, невидимые души мертвецов»).  

насад   Речное плоскодонное беспалубное деревянное судно упрощенной конструкции   обшивка корпуса которого образована путем насадки досок продольными кромками на специальные шипы. 

Норныв скандинавской. мифологии богини судьбы: Урдр (прошедшее), Верданди (настоящее) и Скульд (будущее); жилище их под громадным ясенем Игдрасилем, покрывающем тенью весь мир (ср. Мировое древо).

Один или Вотан  — верховный бог в германо-скандинавской мифологии, отец и предводитель  асов. Мудрец и  шаман, знаток  рун и сказов (саг), царь-жрец, князь (konung)-волхв (vielus), но, в то же время,  бог войны и Победы, покровитель военной  аристократии  хозяин  Вальгшаллы и повелитель валькирий Супруг  Фриг.

 Оле́г (Ве́щий Оле́г,  (Ольгъ, умер в 912 или 922 году) —  новгородский (с  879) и  киевский(с  882) князь варяжско-скандинавского происхождения. Нередко рассматривается как основатель  Древнерусского государства. В летописи приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее, провидящий будущее.  Назван так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию.

 Ольга в крещении Еле́на ( преставилась 11 июня 969 года) — великая княгиня, правила Русью после гибели мужа, князя  Игоря Рюриковича как  регент с  945 до примерно  960 года Первая из русских правителей приняла  христианство ещё до  крещения Руси, первая русская святая.

 огузы  — тюркоязычные племена в Центральной и Средней Азии.  В конце 9 — середине 10 вв. сложился союз огузов в Приаралье и Прикаспии. В 10 в. в низовьях Сырдарьи создаётся государство огузов (с центром в Янги-кенте). Огузы сыграли важную роль в этногенезе туркмен, азербайджанцев, турок, а также гагаузов и каракалпаков.

 Охлупень, бревно с жёлобом, венчающее самцовую крышу в  деревянной архитектуре. Концы  охлупня. нередко получали скульптурное завершение в виде конька.   

  пардус – здесь гепард  

пахлаван – богатырь

пачленки – суставы, сочленения.

Пейсах —  хазарский полководец. Судя по имени —  иудей, вероятно коренной  хазарин. Начальник области, прилегающей к  проливу.  В  930-е годы  в ответ на попытку руссов захватить Самкерц  по некоторым данным опустошил ряд русских земель и принудил Русь к военному союзу против Византии.

 Перун  — верховный бог в древнерусской языческой мифологии покровитель князя и дружины (бог войны). Связан с громом и молнией. После  принятия Русью христианства многие элементы образа Перуна были перенесены на образ Ильи Пророка (Ильи Громовника) . Имя Перуна возглавляет список богов пантеона князя  Владимира.

Печенеги – союз племён, образовавшийся в заволжских степях в результате смешения кочевников-тюрков с сарматскими и угро-финскими племенами. Этнически представляли европеоидов с небольшой примесью монголоидности.  Печенежский язык относят к тюркским языкам. В 8—9 вв. печенеги обитали между Волгой и Уралом, откуда ушли на запад под напором огузов, кипчаков и хазар. Разгромив в 9 в. в причерноморских степях кочевавших там венгров, печенеги заняли огромную территорию от нижней Волги до устья Дуная. Основным занятием печенегов было кочевое скотоводство. Печенеги жили родовым строем. В 10 в. делились на две ветви (восточную и западную), которые состояли из 8 племён (40 родов). Племена возглавлялись "великими князьями", роды — "меньшими князьями", избиравшимися племенными и родовыми собраниями. У печенегов существовала и наследственная власть.   В 944   киевский князь Игорь водил печенегов в поход на Византию и Дунайскую Болгарию. Печенеги также участвовали в 965-67гг. в походе Святослава на хазар, усиливая конницу.  На тот момент Русь и печенеги являлись союзниками. Однако, уже в 968 году союз, по всей видимости был расторгнут.  

плес – часть реки от одного изгиба до другого  

пого́ст — административно-территориальная единица на  Руси,  впервые установленная  княгиней Ольгой поделившей  Новгородскую землю на погосты, установив для них  уроки.. Погост в описываемое время ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока — погостьем (от слова погостить).

 позорище – зрелище, позорствовать – смотреть.

 послух — в  древнерусском судебном праве свидетель, обладающий «доброй славой» то есть достойный доверия; чаще всего лично свободный человек (исключение делалось для процессов, непосредственно касающихся  холопов). Послух после целования креста свидетельствовал о том, что ему известно о деле. Важно понимать, что очевидцем событий, составлявших предмет судебного разбирательства, послух не был (непосредственный свидетель-очевидец назывался  видок). Он говорил о том, что слышал о деле (отсюда и название послух). Поэтому так важна была его «добрая слава».

  поруб – сруб без окон, и дверей, деревянный колодец.  Место заключения, темница (на Руси IX-XIII вв.).

поршни - обувь в виде лаптя, делаемая из одного куска кожи, сшиваемого сыромятным ремнем. К поршням, употребляемым охотниками, пришиваются иногда нетолстая подошва и самые низкие каблуки; такие поршни надеваются, обыкновенно, на длинные шерстяные чулки.

потвора - ворожея, колдунья, знахарка.

правило - кормовое рулевое весло, с помощью которого до изобретения штурвала осуществлялось управление судном.

пурпурнорожденный – устойчивый эпитет, относящийся к византийскм императорам, которые единственные из жителей империи имели право облачаться в пурпур.

Рарог  — в  славянской мифологииогненный дух, связанный с культом очага. Огненный сокол, птица огня.  Тотем одного из племен балтийских славян —  ободритов от которых по мнению ряда исследователей происходит имя  первого русского князя  Рюрика,по одной из версий пришедшего в  Новгород из земель балтийских славян. 

Род — божество, упомянутое в церковно-славянской обличительной литературе, направленной против язычников. По мнению некоторых исследователей — общеславянский бог, создатель всего живого и сущего. Здесь, скорее домашний Бог, хранитель семьи, сродни пращурам и ларам.

Русалки-Берегини (западнослав. Вилы) –  в славянской мифологии женские духи, прекрасные девушки, наделенные лебяжьими крыльями, на которых они летают, по небесам, пригоняя облака. Связаны с культом плодородия, умирающих и воскресающих божеств.  Культ Берегинь объединялся с культом Макоши в христианских поучениях против язычества.   (иллюстрация Борис Ольшанский)

 

рыбий зуб – моржовый клык

Рюрик  (умер 879) — летописный основатель государственности Руси, новгородский князь, по данным летописи призванный из варягов. Родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской,  династии Рюриковичей.

саккалиба – обозначение славян и руссов в арабских источниках.

Самкерц (Тмутарака́нь) — древний город на Таманском полуострове на территории современной станицы  Тамань Темрюкского района Краснодарского края.  В середине десятого века принадлежал Хазарскому каганату, был взят в 940г. русским воеводой Хельгу (Олегом), после чего в качестве акции возмездия последовал набег хазарского полководца Пейсаха на Русь.

 Святослав  И́горевич ( 942—март 972) — Великий князь  с  945 по 972 гг., прославившийся как полководец. Формально Святослав стал великим князем в 3-летнем возрасте после гибели   отца, великого князя  Игоря, но самостоятельно правил примерно с  960 года. В 965-67 разгромил Хазарский каганат, присоединил к Руси значительные территории, в том числе Тьмутаракань. С 967г. воевал в Болгарии и Византии. Пытался закрепиться на Балканах. При возвращении из похода в Болгарию Святослав был убит  печенегами весно 972 года на днепровских порогах

orig

 свеи – шведы

Семаргл – древнерусское божество, похожая на грифа сказочная птица, или гибридный образ полусобаки-полуптицы (похожее на собаку существо с птичьими крыльями). охраняет  Мировое древо, на котором находятся семена всех растений. божество семян, ростков и корней растений; охранитель побегов и зелени. В более широком смысле — символ «вооруженного добра». Посредник между верховными божествами неба и землёй, посланец богов.  (иллюстрация Виктора Королькова)

3dd59e4f8048a15d0203cf2d61442530.jpg

  Семендер, (Саманда́р) — ранняя столица  Хазарского каганата (в первой половине  VIII в.). Крупный средневековый город на территории прикаспийского  Дагестана. Упомянут в арабских источниках в связи с походом Святослава на Хазар.

 Слове́не (и́льменские словене) — восточнославянское племя, жившее во второй половине первого тысячелетия в бассейне озера  Ильмень  и верхнего течения Мологи и составлявшее основную массу населения  Новгородской земли.   Около 700 года словене построили (на месте финской деревянной крепости) Любшанскую крепость вблизи устья реки  Волхов. С этого времени в Приладожье появляются словенские поселения и могильники. В 770-е годы словене заняли раннее поселение в  Старой Ладоге,, где организовали производство стеклянных бус, использовавшихся для торговли с финскими племенами (до 840-х годов). В VIII — начале IX веков вблизи истока Волхова возникает укреплённое  Городище,, служившее резиденцией будущих новгородских князей — предположительно предшественник Новгорода.. Также в Южном Приильменье известен город  Руса,, в котором выявлен культурный слой поселения не позднее конца IX века. В 1-й половине X века в земле словен возникает  Новгород, ставший крупным политическим, ремесленным и торговым центром средневековой Руси.

смород  - здесь густой, пряный запах (ср. смородина). 

Скульд см. норны

Снекка (Снеккар) (от Snekja — змея и Kar — корабль). Разновидность военного корабля викингов и русов. По сравнению с драккарами снеккары, или снекки имели меньший размер (до 30 метров) и меньшую команду (до 60 человек). Управлялись также квадратным парусом, имели 25-30 пар весел и в открытом море могли развивать скорость 15-20 узлов.

сопель – русский народный музыкальный инструмент, род свистковой продольной флейты. Изготавливается преимущественно из ивы (длина 360-400 мм), с 5-6 игровыми отверстиями, звук в нижнем регистре сипловатый, мягкий, в верхнем — сильный и резкий.  Сопель применяют как сольный инструмент для сопровождения хороводных и игровых песен, а также танцевальных мелодий.

сувазы – предки современных чувашей. Одно из булгарских племен, отказавшееся принять ислам.

старина – народное название былин и других эпических песен.

Стрибог – В восточнославянской мифологии бог ветра. В «Слове о полку Игореве» ветры названы Стрибожьими внуками, которые стрелами веют с моря, что, видимо, указывает на атмосферные функции Стрибога.  

стрый – дядя по отцу

сулица – короткое метательное копье. Упоминается в "Слове о полку Игореве" 12 в.)  и в русских летописях как оружие первого удара. Слово происходит от праславянского «судлица», связанного со словом «совать», которое в древнерусском языке имело значение «метать копье».  

сыченый – подслащенный мёдом, настоянный на меду. Сыченный мед – крепкий напиток на медовой основе. 

Тапиола – мифологическая страна лесов у финно-угров.

 Тенгри хан – (монхе-тенгри – Вечное небо) в мифологии хунну неперсонифицированное божественное мужское начало, распоряжающееся судьбами человека, народов и государства, позднее у тюркских народов верховное небесное божество, космических масштабов, Бог вообще.

 Тогарма - легендарный предок хазар, сыны Тогармы - хазары  

той – (тюрск). праздник, пир, свадьба

тонцы – предположительно наигрыши на гуслях, сопровождавшие исполнение эпических песен, по другой версии – сами песни, содержавшие рассказы о путешествиях в дальние земли (вести тонцы от Царя-града).

Тор – в германо-скандинавской мифологии бог г

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий