Как мы пишем вдвоём
Ирина-старшая
«Обычно по поводу нашего обобществленного литературного хозяйства к нам обращаются с вопросами вполне законными, но весьма однообразными: «Как это вы пишете вдвоем?»
Сначала мы отвечали подробно, вдавались в детали, рассказывали даже о крупной ссоре, возникшей по следующему поводу: убить ли героя романа «12 стульев» Остапа Бендера или оставить в живых? Не забывали упомянуть о том, что участь героя решилась жребием. В сахарницу были положены две бумажки, на одной из которых дрожащей рукой был изображен череп и две куриные косточки. Вынулся череп и через полчаса великого комбинатора не стало. Он был прирезан бритвой.
Потом мы стали отвечать менее подробно. О ссоре уже не рассказывали. Еще потом перестали вдаваться в детали. И, наконец, отвечали совсем уже без воодушевления:
– Как мы пишем вдвоем? Да так и пишем вдвоем. Как братья Гонкуры. Эдмонд бегает по редакциям, а Жюль стережет рукопись, чтобы не украли знакомые». (И. Ильф и Е. Петров)
Вот и до нас с соавтором наконец докатился этот вопрос: как мы пишем вдвоём. В одном из чатов меня спросили: «Расскажите о своём опыте написания книги в соавторстве… Мои попытки написать книгу вдвоём всегда начинались с: «О, можно в два раза меньше писать» и заканчивались скандалом».
И тут я задумалась: а правда, как мы пишем вдвоём и как вообще дошли мы до такой жизни?
Всё началось почти год назад с попытки совместного написания маленькой зарисовки в рамках одного литературного марафона. Встреча в купе, разговор, расставание. Казалось бы, на этом всё. Но наши герои решили, что расставаться не хотят. Кажется, на следующем марафоне-запуске моя соавтор пришла ко мне в личку с вопросом: «А что, если мы используем придуманных персонажей в новом тексте?». И с этого началось.
Соскучившиеся за пару месяцев герои обрадовались, что авторы вспомнили про них. И решили, что заслуживают большего, чем пара-тройка коротких рассказов. Возможно, что мы всё же не решили бы продолжать цикл, если бы не идея, подброшенная в беседе с одной из знакомых. Теперь уже я пришла в личку к соавтору с вопросом: «А что, если?..».
Когда же была дописана и опубликована и эта глава, мы поняли, что, во-первых, привыкли к героям и нам жаль расставаться с ними, а, во-вторых, необходимо выяснить, чем занимались и как жили наши персонажи между тем, как они познакомились и пережили некоторые приключения, и тем, как они рассказывают сказку внукам. Это же целая жизнь! Если бы мы только знали, в какие дебри заведёт нас желание прояснить биографию героев…
В общем, вселенная постепенно расширялась и обрастала деталями и подробностями, порой неожиданными для самих авторов. Оказалось, что у каждого из главных героев есть друзья, которые тоже рвутся поучаствовать в событиях. Причём возражения авторов на тему «Ты был задуман, как проходящий персонаж, чтобы главная героиня не скучала, пока ждёт любимого, отлучившегося на полчаса по делам» не принимались.
Вот примерно так это происходило:
– Просто у меня сейчас в голове трое взрослых и один подросток орали одновременно на разные голоса. Эрген, как ни странно помалкивал. Но смотрел с надеждой... Но ты б видела эту картинку в моей голове, когда они все четверо орали. Я такого не ожидала. Игорь сзади, две наши красавицы впереди/по бокам. А первее всех Лира прыгает, мотает своим конским хвостом и возмущённо обвиняет меня в бездушии. Жесть!
– Ты это, беги от них, а то не заметишь, скрутят и будут пытками заставлять. С них станется, тут даже Игорь не сможет помочь. Придуманные, а ведут себя хуже настоящих.
– Даша вообще явочным порядком заселилась, её никто и не звал.
– Ну, как бы да, что мой персонаж у тебя забыл? Даша, марш домой!
– В общем, идею вбросили, теперь любимое дело – увязать концы с концами. Желательно без рояля в кустах. А там как пойдёт.
Шутки шутками, но про спокойную жизнь мы забыли надолго. Идеи, отрывки, фразы, сюжетные повороты – вот то, что мы с соавтором писали в беседе практически круглосуточно. Писать вдвоём замечательно, потому что можно обсудить возникающие идеи и дать друг другу толчок в тот момент, когда мысль буксует. Писать вдвоём – сущий кошмар, когда приходит в голову идея, ты бросаешь её в беседу и, в ожидании ответа, от нетерпения грызёшь ручку, карандаш, ногти, локти…
Да, темп работы порой отличается, влияет и темперамент, и общая загруженность. Порой случается, что один готов писать, а второй с головой в делах. Когда второй освобождается, первый уже утонул в работе. Но мы тогда стараемся написать отрывки, в которых действия второго персонажа не критичны. А потом сводим написанное воедино. А вот диалоги стараемся прописывать вместе.
По поводу Вселенной: у нас чуть проще, чем у многих, потому что мой персонаж не с Земли, и чувствует, и действует в соответствии с обычаями своей родины. Хотя и подчиняется земным законам. Поэтому моя зона ответственности - это мир созданного мной героя. А за Землю в основном отвечает соавтор. Впрочем, так было в начале. Сейчас всё уже так перемешалось, что трудно сказать, кто за что точно отвечает. Тем более, что место действия всё больше перемещается с Земли на другую планету.
Что ещё? Такого плана, как мы все писали к школьным сочинениям, у нас нет. Обычно это чистой воды импровизация. Особенно в диалогах. Выглядит это примерно так: «А давай он пойдёт туда и сделает вот это, а она ему ответит… А потом вон тот скажет так… И что из этого выйдет?». В процессе написания статьи выяснилась любопытная деталь:
– Я так вообще в большинстве случаев пишу то, что первое в голову пришло😌
– А я парю мозги, чтобы вывернуть в нужную сторону))) И периодически бывает так: «А-а-а, как теперь на это ответить!». Зато диалоги живые)))
Вот как раз с вопросом, что из этого выйдет, я и пошла к соавтору. И вот что она ответила:
Ирина-младшая
«Так уж вышло, что сначала мы с соавтором «поделили сферу влияния». Я писала за своих персонажей, она за своих, и мы друг другу не мешали. Однако, когда возникла потребность в реплике персонажа соавтора, я пришла к ней и спросила. Не потому, что вся такая правильная, а потому, что персонаж другого автора говорит и думает иначе, чем мои. Читатели обычно чувствуют фальшь, неестественность героя, когда он начинает себя вести «не по канону» (а потом персонажи начали бегать от одного к другому, сбиваясь в группы по своему усмотрению. Прим. другого соавтора).
Лично моё мнение таково. Для того, чтобы писать в соавторстве, надо прислушиваться друг к другу. Если какие-то моменты не нравятся, это всегда можно обсудить и прийти к компромиссу. В крайнем случае, выбрать третий вариант, или не писать это вовсе. Не последнюю роль играет и человеческий фактор. Все мы люди, устаем, бываем не в настроении или плохо себя чувствуем. Поэтому не надо давить на другого! Поломанные хорошие отношения не стоят получасовой ругани. Конечно, есть вероятность потом помириться, но осадок останется. Можно поделиться с соавтором тем, что накипело, но не вываливать на него свои проблемы и нытьё. Тебя выслушали, ты получил поддержку, и все, тема должна быть закрыта.
Мы часто болтаем просто так. Делимся моментами из своей жизни, что видели и слышали. Это позволяет нам узнать друг друга поближе, укрепляет взаимопонимание. Пишем отрывки про персонажей и обсуждаем их, чтобы лучше понять их характер, мотивы поведения (проще говоря, сплетничаем о героях, как если бы они были живыми людьми. Прим. другого соавтора). Отсюда нередко рождается следующий поворот сюжета. Так, из обсуждения задумчивого вида одного персонажа родилась ещё одна любовная линия, которая в дальнейшем повлияет на сюжет.
– Что ещё там за подводные камни? Что не так в жизни у охранника?
– Скорее, он просто задумался о произошедшем.
– Ну ладно. А то я уже версий настроила, которые ещё серий на дцать могут продлить историю) Фантазия-то буйная и неуправляемая, почти))).
– Не-не-не, никаких намёков)).
– Прикусываю язык и бью себя по рукам)))
– Только нежно и аккуратно😁
– Опасно давать персонажам имена. Сразу хочется узнать о них побольше)))
– А о нем и так уже известно немало.
– Ага, как всегда - много и ничего. Мне не даёт покоя его задумчивость, слишком уж сильная для охранника.
– Нет, отдельную историю Элье мы писать не будем) Как бы там не было, он скорее проходящий персонаж, хотя и сыграл важную роль.
– Допустим, он был тайно влюблён в Оксану ещё с прошлого её визита. Много лет спустя он рассказал эту романтическую историю своему внуку, а тот как раз изучал земной язык. И тогда этот внук решил отправиться на Землю и там встретился с Лирой...
Фантазия, остановись!😂
– И вот ты знаешь... Чем больше я об этом думаю, тем больше мне это нравится. А Элье не просто разговорчив, так ему хочется поведать свою отдельную историю.
– Ты записывай, что там Элье говорит, а куда это вставить, посмотрим».
Вот примерно так и появляются целые главы. Одно цепляется за другое, другое за третье. А что из этого получается, можно оценить в нашей группе. И не забудьте подписаться на обновления)))