Как реагировать на критику?

Сегодня я бы хотела поговорить не о читательской критике, а о той, с которой мы сталкиваемся в повседневной жизни. В частности, на работе. Особенно, если она связана с творчеством – будь то копирайтинг, дизайн, маркетинг, пиар, smm и т.д. Конечно, при такой работе критика неизбежна. Но… важно понимать, когда правки руководителя/заказчика адекватны, и стоит прислушаться, а когда нет.

Приведу несколько примеров из своей трудовой жизни.

  1. Критика на работе.

Несколько лет назад довелось мне поработать под началом молодого руководителя лет 30-ти. Исходные данные: амбициозен, одет с иголочки, и тэ дэ и тэ пэ. Уверен, что во всем разбирается лучше остальных. В мои обязанности входило написание текстов об услугах компании. Первое, с чем пришлось столкнуться – критика моего стиля. Слишком художественный, а надо писать очень простыми и короткими предложениями. Так, чтобы ух! – будто топором по полену рубанул, и даже щепочки лишней не осталось. Отчасти я с этим согласна. В коммерческих текстах нет места для толстовских описаний дуба на несколько страниц. Клиент вряд ли захочет пробираться через сложные, нечитабельные предложения в три этажа.

Но! То, что не нравится одному заказчику – ваш стиль или способ подачи текста, может без каких-либо нареканий устроить другого. Поэтому, если никак не удается поладить с одним клиентом, ищите другого. Что я и сделала, устав от попыток переделать стиль и постоянного дописывания текстов от гуру словесности.

  1. Критика на собеседовании.

Здесь изначально ничто не предвещало беды. Я искала работу копирайтером, успешно прошла тестовое задание от руководителя московского офиса. Получила приглашение прийти, лично побеседовать с редактором. Пришла. Меня встретила бабулька-божий одуванчик, которая, как я потом узнала, работала директором в интернате для трудных детишек. Мадам «Редактор» раскритиковала буквально все – начиная от тестового текста (согласованного с руководителем!) про несчастный миксер и заканчивая эссе в духе «Расскажите о себе», для которого не было никакого ТЗ. Но каким-то образом я не справилась даже с этим заданием: она так и не поняла, что я за человек, снисходительно отметив лишь мою грамотность. Правда, каких-либо советов о том, как улучшить мои катастрофические тексты, я так и не услышала. Подводя итоги, бабуля с грустным вздохом уточнила, что, должно быть, у меня совсем нет опыта. И что в принципе она готова меня учить, но:

  1. Она лишь два раза (и ни разом больше!) милостиво расскажет, как нужно исправить тексты. Эдакий бонус для первого рабочего дня.
  2. А далее – лимит правок закончится. И все дальнейшие тексты без объяснений будут возвращаться на доработку. Как именно их исправить, я должна понять сама. И попутно развить в себе силу чтения мыслей и прочие полезные навыки. А еще заодно сделать за бабулю ее же работу.

Конечно, я уже с первых минут поняла, что в этом цирке мне делать нечего. Я подыграла «редактору», вежливо сказала, что подумаю над ее предложением и была такова. Тем более, что и работу предлагали почасовую, а за переделывание текстов никто доплачивать не собирался.

Стоит сказать, что ранее я уже работала с редактором в газете, и представляла, как вносятся правки в текст. Во-первых – каждый раз при сдаче статьи (если они требуются, конечно), без каких-либо лимитов. Во-вторых, не просто в общих словах («мне это не нравится, но не знаю, что, и тебе не скажу»). А конкретно по тексту, прямо в файлике, с указанием, что нужно дополнить или исправить. Именно так появляются классные тексты, и никто не чувствует себя дураком от того, что не получилось что-то сделать с первого раза.

Вывод: если вы сталкиваетесь с неадекватным заказчиком или руководителем в самом начале, то ни в коем случае не соглашайтесь сотрудничать. Даже если тот щедро посулит все сокровища мира. Поверьте, завтра лучше не будет. Скорее всего, вы столкнулись с энергетическим вампиром, которому нравится выводить людей на негативные эмоции. Просто помашите ручкой с фразой: «А что, вас уже выпустили из сумасшедшего дома?» и идите дальше. Поберегите свое время и нервы.

  1. Внезапная критика.

Это, пожалуй, самый непредсказуемый вариант. Если коротко – я сотрудничала с клиентом удаленно, и поначалу все было прекрасно, даже практически без правок. Исправления касались каких-то технических моментов, которые мне было трудно понять с первого раза (у клиента был бизнес в сфере ИТ-оборудования). В итоге сотрудничество заказчику понравилось, и он пригласил меня на полный день. И тут постепенно отношение клиента (уже моего руководителя) стало меняться. С каждым месяцем появлялось все больше обязанностей – теперь я должна была не только писать тексты, но и заниматься сео-продвижением, придумывать новые фишки для сайта, вести соцсети, фотографировать сотрудников, и даже монтировать видео начальника, возомнившего себя великовозрастным блогером (и все это за старую зп). При этом планка требований повышалась, и руководитель был недоволен. Что и не удивительно, ведь я и не была спецом во всех этих сферах. Самое странное было то, что теперь не устраивали даже тексты. Мне приходилось переделывать их по нескольку раз и тоже без каких-либо внятных правок. А порой и выслушивать язвительные комментарии.

В общем, маразм крепчал, и я с радостью покинула эту компанию и перешла на фриланс. Где и до сих пор с не меньшей радостью пребываю. Плюсы такой работы для меня очевидны – ты можешь сам выбирать клиентов и работать с проверенными, адекватными людьми. Или сотрудничать с посредником, который будет предлагать (а не обязывать, как в офисе) те или иные проекты. Поэтому планирую так работать и дальше.

А если вас смущает фриланс, то можно попробовать другой вариант – работать удаленно по трудовому договору или ГПХ, на полный день. В любом случае от такой работы вы устанете гораздо меньше и будете работать эффективнее, без посторонних шумов, болтовни коллег в офисе, выяснения отношений и негатива со стороны начальства. Но, возможно, такой вариант идеален для интровертов, а вот экстравертам работать в одиночестве будет непросто. Или я не права?

А теперь поделитесь и вы опытом, были у вас такие случаи странной или неадекватной критики? Есть ли у меня товарищи по несчастью? И как вы реагировали?

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий