Литмаркет - читать книги онлайн бесплатно и без регистрацииВ приложении удобнее!
Установите приложение Литмаркет Книги и читайте любимых авторов даже без интернета!

Как редактировать роман

Известно, что писатель-романист - это человек, который не может страдать в одиночестве. Ему нужна публика, то есть читатели. Но для того, чтобы читатель не бросил чтение на первых страницах, роман должен пережить ряд превращений на пути от рукописи к готовой книге. Один из этапов - редактура.

Даже легкий развлекательный роман (а к ним требования пониже) имеет больше шансов на успех, если соответствует важным критериям жанра "роман". В романе события, как правило, развиваются на протяжении длительного периода времени. Есть много персонажей, много разных ситуаций, и все это сцеплено единым сюжетом.

Так вот: задача редактора в случае работы с романом - оценить, все ли элементы этой огромной конструкции работают на пользу замысла. В коротком посте сложно перечислить все нюансы, я их буду разбирать отдельно. Но если говорить в целом, то грамотный отбор материала лежит в основе как работы автора, так и первичной редактуры.

На что в первую очередь обращает внимание редактор? На полноту художественного воспроизведения жизни.

Сейчас объясню на примерах.

Редактор обязательно отслеживает моменты, когда автор начинает слишком углубляться в детализацию там, где это неуместно. Пример: "...И тут на него набросился человек, одетый в черную кожаную куртку, синие джинсы с красной надписью на заднем кармане и коричневые ботинки 44-го размера" - как понимаете, главный герой мог разглядеть все эти детали только в случае, если бы нападавший позволил ему обойти себя и осмотреть со всех сторон. Такие моменты следует урезать до минимума.

После правки выглядит так: "И тут на него набросился человек в темной одежде". Стоп. Достаточно! Да и про одежду как таковую следует упоминать только в том контексте, что было темно, поэтому герой не сразу заметил нападавшего.

Есть смысл расписывать все прочие детали только в том случае, если они играют роль далее. Например, это та самая куртка, что герою завещал отец, а потом куртку украли. Тогда да, он ее узнает сразу же, но об этом будет отдельное предложение, и размер ботинок уже не имеет значения. Как человеческое зрение способно фокусироваться на конкретных предметах, так и взор писателя должен привлекать именно к нужным местам, которые потом "выстрелят".

Другая сторона того же явления - тезисные наброски там, где автор считает нужным рассказать что-то, но ему почему-то жуть как лень все расписывать. Иногда читаю и вижу: написано просто потому, что должна быть предыстория. Ну, традиция такая. Не мы начали, не нам и бросать.

На самом деле читатель, даже не имеющий редакторского образования, на интуитивном уровне чувствует, легко ли давалось автору написание такого текста. И если вымученность есть - восприятие тоже будет соответствующее. Пример: "Я поступила в академию магии. На первом курсе учиться было сложно. На втором курсе стало попроще. На третьем курсе у меня появились друзья, и мы вместе попадали в интересные ситуации. На четвертом курсе я влюбилась. А сейчас пятый курс, и впереди новые приключения!" По правде говоря, каждое из этих предложений при достаточно развитом воображении можно превратить в самостоятельный полноценный роман. А тексты из таких урезанных предложений выглядят как сырец, требующий значительной доработки.

То же касается и более крупных частей романа. Если эпизоды не имеют четкой связи с развитием характеров героев - их следует убирать из текста вовсе. Например, глава в любовном романе, посвященная большей частью тому, как мучается героиня на нелюбимой работе (перед тем, как ее спасет герой-миллиардер), имеет смысл в том случае, если потом будет взаимодействие с коллегами, параллельно пойдут нити интриг и т.п. А если это такая грустная завязка от рефлексирующего автора - срочно убираем. Достаточно короткого абзаца о гадком начальнике и вредной главбушке (или кто там еще обижает нашу красавицу).

Сбалансированное общее и частное в романе как раз в итоге дает то самое ощущение завершенности истории, которого так хотят достичь авторы-перфекционисты. Кстати, о перфекционизме при подготовке текста тоже очень хочется рассказать, но это... совсем другая история! ;)))

 

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий
Вход на сайт
или