Как рождаются исторические мифы

Не знаю, как вас, а меня сильно раздражают исторические мифы, рожденные высасыванием из пальца.

Вот, например, читаю у известного «наполеоноведа» Тарле:

«Мы знаем из документов, что крестьяне Тамбовской губернии плясали от радости, когда их в рекрутском присутствии забирали в войска в 1812 г., тогда как в обыкновенное время рекрутчина считалась самой тяжелой повинностью».

Вы серьезно? Так уж и все крестьяне тамбовской губернии плясали?

Я допускаю, что в своем докладе царю о ходе рекрутского набора (а такие доклады губернаторы действительно делали) Тамбовский губернатор упомянул, что крестьяне его губернии плясали в рекрутском присутствии.

Откуда же об этом узнал сам губернатор?

Здесь надо понимать, что в рекрутском присутствии будущих солдат лишь записывали и распределяли по учебным лагерям. В какой момент здесь будущий солдат выражал свою радость пляской? Когда писарь ставил точку? Ведь сам факт попадания в рекруты происходил гораздо раньше и в другом месте. Это происходило на сходе сельской общины около усадьбы помещика.

Можно допустить, что кто-то из крепостных так обрадовался, что пустился в пляс перед помещиком. А помещик, как о курьезном случае, написал об этом своему приятелю губернатору.

Но скорее всего, в ожидании военных приемщиков, рекруты от скуки могли устроить импровизированные пляски около рекрутского присутствия.

Какой исторический вывод можно сделать на факте пляски нескольких крестьян возле рекрутского присутствия? Я бы не делал никаких.

Тарле же делает выводы, что война 1812 года была истинно народной войной.

А вслед за ним этот миф повторили другие историки со ссылкой на него, и, в конце концов, он перекочевал во все учебники по истории.

Среди «наполеонистов» об их кумире и его семье есть множество других мифов. Например, они любят повторять, что мать Наполеона Летиция, урожденная Рамолино, была женщиной, считавшей борьбу за свободу Корсики выше своего материнского долга. Этот вывод они делают на основании факта, что Летиция будучи беременной Наполеоном, бросив своего грудного сына Джузеппе у свекрови, уехала сражаться в рядах борцов за свободу Корсики заняв место своего мужа. Ее муж Карло Буонапарте в это время отправился в Рим с поручением вождя повстанцев Паскаля Паоли.

Правда, почему-то эти выводы не стыкуются с другими фактами. Например, когда французы вошли в Аяччо (столицу Корсики), семьи Буонапарте и Рамолино самыми первыми присягнули «захватчикам». А вся дальнейшая жизнь Летиции Бонапарт показала, что она являлась матерью с большой буквы «М» для всех восьми ее выживших детей.

Но все-таки, что же она делала в лагере Паоли в самый критический момент, когда уже и сам Паоли бежал с острова? Ведь такой факт был. И он подтверждается из нескольких источников.

Я смог найти факты лишь косвенно подтверждающие возможную версию, которая все объясняет.

Факт первый: в наследство Летиции, кроме усадьбы, конюшни и виноградника, достался неплохой счет в банке: около 170 тыс. франков. Это огромные по тем временам деньги.

Факт второй: до совершеннолетия Летиции этими деньгами распоряжался ее муж.

Факт третий: когда Летиции исполнилось 18 лет, и она могла распорядиться своими деньгами, ее счет оказался пуст.

Факт четвертый: муж Летиции, Карло Буонопарте, был секретарем Паскаля Паоли и к моменту совершеннолетия Летиции был отправлен с неисполнимым поручением к Папе римскому.

Более того, множество фактов говорят за то, что Паскаль Паоли впоследствии стал смертельным врагом для семьи Бонапартов.

Если еще добавить к этим фактам характеристику Карло Буонапарте, как человека, поддающегося на манипуляции, то картина становится предельно ясной.

Я думаю вы уже догадались какая версия мне показалась более правдоподобной, чем общепринятая. В первой части цикла «Властелин» эта версия отражена в главе 2 «Остров свободы».

Еще раз повторюсь, это моя версия. Но она тоже может стать историческим мифом именно из-за ее непротиворечивости ВСЕМ известным фактам и правдоподобности.

Я считаю, что это основной принцип, которого должны придерживаться авторы, пишущие на около-исторические темы. По крайней мере, я стараюсь этому принципу следовать. Только такой подход приблизит нас к истине. Лишь приблизит. Саму истину мы не узнаем.

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий