Как стать писателем?

Вы хотите написать книгу? А зачем? Или как стать писателем? А оно вам точно нужно?

Это вопрос в разной форме возникает у многих, просто для одних он звучит: «Как научиться писать книги?», для других – как стать писателем, для третьих вообще вопроса не стоит, он просто считает, что ничему учиться для этого не надо, ведь «великие» ничему же не учились. Моя статья для первых и вторых, которые хотят написать «художку», для нон-фикшена свои правила и нюансы.

Сначала хочу вам рассказать, что изменилось в моей жизни с момента, как я начала писать:

Я оставила карьеру и ушла во фриланс;

Мои сутки делятся на две половины: работа + дом и писательство;

Я регулярно учусь, работаю с ментором, бетами, корректором и редактором. Теперь к ним добавились маркетолог, дизайнер, фотограф и видеоредактор, найти бы еще иллюстратора для мерча и было б счастье;

Я пишу практически каждый день, если не пишу новое, то редактирую старое, если не редактирую, то прорабатываю героев и сюжет новых книг, и так по кругу.

Мы с мужем обсуждаем героев так же часто, как решаем домашние дела или просто общаемся. С дочерью я говорю о книге, фотографии и буктрейлере регулярно, как только она решает меня навестить. Мои друзья уже бурчат, потому что увидеть меня можно не часто, как и поговорить. Муж стал готовить сам в обмен на регулярное чтение написанных глав, и он же нашел мне хорошего редактора.

В моей комнате прибавилось бумаг раза так в два, и появились новые «обои» – я распечатываю сюжетные линии и «портреты»-проработки героев (самый маленький занимает площадь 40*50, и все записи внутри шрифтом 8). Проработка героя никак не связана с его биографией, а касается только сюжета, конфликта, граней героя и т.д. Но тут нужно учесть, что у меня в книге намного больше пяти сюжетных линий.

И это я еще не взялась серьезно за продвижение. Поэтому, прежде чем начать, ответьте на вопрос: Зачем вам писать книги и становиться писателем? Что вами движет?

Если вам просто хочется писать, и это хобби, то хобби на то и хобби, что у него нет системности, это просто развлечение, использование свободного времени в удовольствие, и все. Это ресурс, который нужен, чтобы быть здоровым физически и психически, но это не дело и не призвание. У хобби нет цели, кроме как доставить вам удовольствие и, по возможности, принести хоть какую-то пользу. Правда из хобби нередко может вырасти дело всей вашей жизни, а может и нет – это вам решать.

Если же в ваших ответах появилось «Хочу написать книгу!», то следующие вопросы: Зачем? Что она вам даст? Ну напишите вы ее и что? Что вы хотите получить в результате?

Отвечая на эти вопросы будьте предельно честны. Во-первых, это нужно вам, во-вторых, ложь принесет только одно – разочарование.

Если в ваших ответах есть: Хочу, чтобы меня читали = Хочу рассказать свою историю людям, Хочу издаться, Хочу известности, славы, Хочу оставить свое имя в веках, Хочу этим зарабатывать, то следующий вопрос: Чем вы готовы для этого пожертвовать?

Ответ «Ничем» – значит, вам не в «писательство», а куда-то в другое место. «Ничем» не получится, как минимум – это время. Оно у вас есть? А сколько вы готовы выделить его на регулярной основе? «Пописал и бросил» – это не про писателя, нет регулярного письма – нет книги, нет книги – нет ничего, что вы отвечали выше.

Писательство – это работа, профессия. Если вы хотите осуществить мечту, хотите, чтобы вас читали, хотите зарабатывать на этом, и т.д., то готовьтесь к тому, что учиться – это нормально, важно и нужно, как и любой другой профессии, что трудиться на регулярной основе – это неотъемлемая часть писательства, и устаешь ты после этого ничуть не меньше, а иногда и больше, чем после 10-часового рабочего дня, но удовольствия и удовлетворения, правда, можете получить выше, и что нельзя просто написать и все, придется еще продвигать книгу, стучатся во все двери и искать своего читателя, а потом и издателя.

Поэтому, если это хобби – то не заморачивайтесь, получайте удовольствие – результат не важен, если вы все-таки в профессию, то придется выстраивать план своей жизни с учетом новых реалий, и не факт, что ваш «адский» труд сразу принесет результат.

Ко мне недавно обратился молодой мужчина, который написал книгу, выложил ее на АТ и Литнет, и не мог понять почему его не читают. Его огромный плюс – он не стал обвинять мир, а принялся искать причины. Не знаю его профессию, но образование явно есть, потому что он высчитал, какое время находится читатель в его книге, а потом уходит. Он попросил помочь, я пошла смотреть. Сюжет, похоже, есть, но он погиб под классическими ошибками «первого листа», непроработанного стиля, отсутствием развития персонажа, нарушенным правилом «показывай, а не рассказывай», разваленными диалогами и экшн-сценами. Но у него есть над чем работать – первый черновик готов, хотя я бы назвала его нулевым. Ему осталось «чуть-чуть» – научиться, как это делать.

А для этого у нас есть:

Профлитература (я бы в последнюю очередь стала рекомендовать книги-размышления состоявшихся авторов, здесь нужны сначала книги-учебники, а только потом мемуары тех, кто уже пишет);

Профкурсы – главный критерий выбора — это, не то, что идет «красной нитью» в маркетинговом предложении курсов, а реальный результат, поэтому смотрите отзывы на сторонних ресурсах, желательно. И поверьте, хороший роман на курсах «Марафон: роман за 90 дней» не получится, максимум вы напишите хороший план, если преподаватель вам сможет в этом помочь, и пару глав, в крайнем случае возьмете теоретическую базу, немного попрактикуетесь в написании (что тоже полезно), и найдете себе бет (если повезет, конечно). В моей «копилке» много курсов, потому что у каждого преподавателя свой подход и свои лайфхаки. И здесь нюанс – курсы различаются по видам, и по результату – не в смысле «плохие-хорошие», а что вы получите в результате в свою копилку знаний и опыта, но о курсах поговорим потом.

Ментор или литературный коуч, он же – коуч для писателей. Но здесь надо очень осторожно выбирать. Нужен опыт, знания, коуч должен уметь учить, а не навязывать свое мнение, и это не редактор в «чистом виде», но редактор с опытом в писательстве вполне может таким быть. У моего ментора 20 лет опыта в копилке, 8 изданных романов, море такта и доброжелательности, и неиссякаемый оптимизм.

И сразу скажу, беты могут дать первый толчок, показать пример, воодушевить или, наоборот, разочаровать. Их тоже стоит аккуратно подбирать, и осознавать, что беты – это не ментор, не редактор, если, конечно, среди них не затесались профессионалы.

И это только для начала, потом потребуются специалисты и знания уже в других областях, но об этом позже.

Поэтому ответ на вопрос «как стать писателем» – это писать, читать и учиться регулярно.

Виктория Райт, писатель, автор трехтомника «Клятва Крови».

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий