Как я пишу?

Уже миллион раз сказано о том, что писательский труд – дело нелегкое, неблагодарное и в целом дискредитированное (ибо развелось, понимаешь ли, всяких графоманов). Не буду тут растекаться мыслью по древу на тему, что не всякий умеющий брякать по клавиатуре – Автор, и что художественная ценность разных книг различна. Я о другом.
Написать книгу – это труд. Это затраченное время, которое отнимается у сна, семьи, отдыха, общения с друзьями, etc. Это усилия, которые так или иначе (вернее, больше или меньше) тратятся на превращение задумки если не в шедевр, то как минимум в связный текст.
Сколько времени нужно, чтобы написать книгу?
Зависит от объема, жанра и личного подхода автора к этому делу (ещё, конечно, от контракта с издательством/литпорталом, но мы ж не о делах земных, мы о высоком :-)). Кто-то пишет за 2-3 месяца. Кто-то – за год. Не всегда второй вариант гарантирует более высокое качество текста. Качество возрастает пропорционально вложенному труду. Если у автора есть возможность только писать, ни на что не отвлекаясь, то можно и за три месяца создать продуманный и глубокий текст. Если нет – и приходится делать перерывы на два, три, пять дней, чтобы не кропать на коленке урывками что-то бессвязное – то может уйти и год, и даже больше.
Итак, труд. Усилия, вложенные в текст. Тут я на минутку останавливаюсь и читаю мантру о том, что мы пишем удовольствия для и кайфа ради, что дело это творческое (оп-па, да!) и никакой "обязаловки" ну и такое прочее :-)
Так-то оно так, но.
Начав выкладывать свои опусы в великий и ужасный интернет, я поначалу не заморачивалась о такой вещи, как удовольствие читателя. Наверное, тут сработал эффект начписа – яжегений, вот сейчас выложу сагу на самиздат и завтра проснусь Мартином и Толкином в одном лице :-)
Когда не проснулась ни одним из Дж.Р.Р., слегка остыла. А ещё спустя энное количество времени задумалась – ведь читателя-то надо влюбить в текст! И понеслась...
Тот самый труд
У меня есть целая статья, посвященная кропотливой подготовке к написанию крупной формы. Поскольку я всегда хочу создать что-то этакое, нешаблонное, то творческий процесс начинается с некоторых заморочек...
- Сюжет (на старте можно и без него, но с ним чуть попроще),
- Герои (половина 100% умрет по пути, ещё столько же повылазят из разных сюжетных дырок),
- Фишечки, отсылочки, моралечка и другие милые сердцу вещички, которыми просто обязана быть разбавлена суровая жесть происходящего.
Вкратце: на обдумывание концепции романа уходит не один день. Наученная горьким опытом, я предпочитаю заранее планировать хотя бы общую канву текста – чтобы потом спешно не маскировать хвосты и не подчищать нестыковки. А еще мне всегда хочется, чтобы текст был не просто интересным, а чтобы при желании читатель мог задуматься над ним. Ну, если захочет. А нет – так просто получить удовольствие от интриг и расследований.
Когда план есть, сюжет выстроен и основная мысль текста определена, пора ловить кайф от процесса.
Очарование пуговичек…
Вот тут-то можно оторваться! На особо проникновенных сценах, где каждую пуговичку описываешь со смаком и любовью))) Но все равно я всегда смотрю на текст еще и глазами читателя, отслеживая, будет ли ему интересен тот или иной момент, тот или иной герой, развитие сюжета и так далее. Наверное, профдеформация :)
"Отдельное спасибо следует сказать автору и за то, что он не забывает о своих читателях, умело и уместно делая вкрапления из прошлого главного героя, позволяя вспомнить (а если не вспомнить, то понять) первоначальные отправные причинно-следственные связи событий" (из отзыва)
Это вот про нее.
Еще я очень часто стараюсь найти лучшие метафоры или какие-то нетипичные термины, просто потому что я люблю вот эту сцену и хочу сделать вот этот текст как можно ярче :-) Ну и, конечно, я хочу быть честной с читателями – если уж пишу на стыке фактов и домысла, то факты выверяю. Иногда это приводит к последствиям – например, однажды я три часа искала, как открывались телефонные будки в Лондоне начала XX в. А все ради того, чтобы написать одно-единственное предложение — в серединке третьей главы.
… и минутки мазохизма
Когда текст написан и немного пришел в себя от моих с ним экспериментов, приходит время самой тяжелой работы – редактуры. Вот честно, я бы лучше написала еще пару романов :) Но нет.
Грамматика, стилистика, логика, еще раз факты, вычитка на предмет динамики, чтобы не было провисаний, затянутых сцен или чересчур напряженных моментов без перерыва на "выдохнуть", чтобы все было интересно и сбалансированно. Вот эта финальная огранка порой занимает времени больше, чем написание самого текста. И чем свободнее полёт фантазии в процессе, тем больше потом времени уходит на редактуру.
Я не оплачиваю сторонних редакторов или корректоров – просто потому, что хочу и люблю сама работать над своим текстом и делать его лучше. А еще потому, что я лучше знаю, что нравится именно моим читателям. И пусть на это уходит очень много времени, но результат того стоит. Я не размещаю черновики или промежуточные невычитанные варианты. Только завершенную и ограненную работу.
Обложки я тоже делаю сама – где-то в перерывах между написанием и редактурой, когда вдруг нападает вдохновение, и я понимаю, что ни за что не усну, если не зафотошоплю Уорденклифф на фоне северного сияния. Обычно книга меняет пару-тройку облог в процессе, ибо вдохновение – вещь такая.
Нарисовала обложку, написала аннотацию (в двух частях и десяти версиях), нашла все определения, оформила сноски, отформатировала 200+ страниц и даже повесила на стену маркерную доску для отрисовки сюжетных схем, ибо бумажки теряются, да и с дрелью давно пора подружиться.
И вот по окончании всей этой вакханалии я наконец-то выкладываю текст. По цене стаканчика латте :) Приятного аппетита!