"Камаринская камарилья" (Руслёна Фринбот)

Носить в себе солнце, когда всё погасло,

наверное, сложно, наверное, страшно,

а вдруг украдут, или вытечет маслом,

а вдруг уничтожат, решив, что не важно,

а вдруг посмеются - уж больно ты светлый,

набросят на шею колючую петлю,

прикажут померкнуть и стать чем-то серым,

убить в себе творчество, мудрость и веру

... А солнце...

Да бог с ним, оно нам некстати,

... но ты его носишь...

В себе, как в шкатулке,

смеешься так ярко, что свет в переулке

становится тоже безудержно ярким,

как листья деревьев в октябрьском парке.

... Ты, даже ступив на клыкастые гвозди,

Горишь, не сгорая, как глупые свечи,

А ярко, как солнце, тепло и беспечно,

смеясь над упреками всех скоротечных,

привыкших, что свет -

Только старый подсвечник.

 

 

(из стихотворения Deacon)

 

 

Жестокие игры судьбы

 

Камаринская камарилья

Руслёна Фринбот

 

 

Он носил в себе солнце. Возможно, Константин Сергеевич даже не замечал, что людям рядом с ним было светло и тепло. Он вообще не был зациклен на себе. К таким, как он, замечательно подходит определение Божий человек.

 

Много помогал по доброте души своей сотоварищам по несчастью - и хлебом, и добрым словом. 

... Но он не задумывался над этим, жил, как велело сердце, помогал слабым и это доставляло ему моральное удовольствие и давало силы жить дальше.

 

А силы ему, поверьте, были нужны. Потому что судьба втянула этого доброго и мягкого по характеру  мужчину в свои очень жестокие игры. Знаете такое выражение: оказаться не в том месте не в то время?  О, Константин Сергеевич прочувствовал его смысл, что называется, на собственной шкуре. Его, абсолютно аполитичного человека, не состоявшего, не поддерживающего и даже не сочувствующего никаким народовольческим и  революционным движениям, осудили за убийство важного чиновника. В той неоднозначной ситуации герой этой истории был всего лишь пешкой, поэтому все его оправдания и просьбы о справедливом расследовании были оставлены без внимания. Вот так без вины виноватый попал на каторгу.

 

Так и отправился по Владимирскому тракту. 

... Кормили плохо, многие заболевали еще в дороге, но их не лечили, так и тащили за собой те, к кому они были прикованы цепями, пока те не умирали.

 

 

Константин Сергеевич дошел. Острог для каторжников-смертников в глухой тайге Забайкалья - далеко не самое приятное место, надо сказать. Над воротами очень к месту смотрелась бы надпись: "Оставь надежду, всяк сюда входящий". Потому что возможности выйти на свободу практически не было.  Разве что в охрану.

 

В охранниках обычно были такие же, кто был на грани - или тебя сошлют на общих основаниях кандалами греметь, или вот тебе вольная, но на той же каторге в охране.

 

Платон писал: "Нет худших тиранов, чем вчерашние рабы".  Люди, погасившие в себе солнце, особенно нетерпимы к его носителям. Кротость Константина Сергеевича вызывала у них особое раздражение. Поэтому никто не удивился, что выбор жертвы в  игре в "Камаринского" выпал именно на него. Суть этой бесчеловечной забавы - охота, итог которой был один - гибель несчастного каторжанина. Но в этот раз все пошло не по сценарию - узник не унижался, не просил пощады, не ползал на коленях. И, наверное, что-то шевельнулась в душах охранников, там, где когда-то была совесть.

 

Каждый вдруг почувствовал неловкость от содеянного, однако никто  вслух не решился в этом признаться.

... Узник остановился и оглянулся. Он посмотрел поочередно на каждого и побрел дальше, не ускорив шага ни на секунду, сгорбив плечи так, что лопатки торчали маленькими крылышками из спины.

... Все переглянулись и, пожимая плечами, пошли в острог. Настроения не было. В общем, веселья не получилось.

Жестокость и безнаказанность сделали свое черное дело - ни один из охранников не заступился за юродивого, как называли они Константина Сергеевича. Охоте быть! 

В этой истории есть очень интересный персонаж - охранник Карп. Человек, стоящий особняком ото всех. Его характер и поступки были непонятны и осужденным, и стражником. А таких людей недолюбливают и боятся. У меня было несколько версий, кто же такой этот Карп и как его появление в остроге повлияет на судьбу нашего героя. Скажу честно - все мои придумки прошли мимо цели. В коллаже, каюсь, есть спойлер, касающийся жизни Карпа в настоящем, но в прошлом у этого человека такая тайна, что просто ух!!!

 

 

"Камаринская камарилья"  Руслёны Фринбот - совсем небольшая повесть. Исторические факты в ней переплетаются с художественным вымыслом, создавая фактурное и объемное произведение, богатое деталями и реалистичными подробностями. Прекрасно прописаны герои, особенно, конечно, Константин Сергеевич. Автору удалось передать вот эту запредельную доброту, безропотность и кротость, что отличали его от других каторжан. А доверие к Богу позволяло ему переносить все унижения и лишения  с достоинством, не предавая тот свет, что горел в его душе. Сюжет цепко держит внимание, не отпуская ни на миг, заставляя протестовать, сострадать, негодовать и сопереживать. В какой-то момент ловишь себя на том, что словно отражаешь чувства и эмоции героя - от надежды до отчаяния, лихорадочно ищешь выход.  И не находишь...

Так чем же закончится охота, в которой несправедливо осужденный оказался дичью? И как это повлияет на жизнь забайкальского острога? Поверьте, вас ждут большие сюрпризы...

 

Мой сюрприз для автора - открытки  на память.  Пусть они будут небольшим напоминанием об этом отзыве.

 

 

* в коллажах использованы арты от  Арты Бесплатно: для писателей и блоггеров, по картине Яцека Мальчевского и др.

Спасибо!

Особая благодарность Елене Селезнёвой, которая по моим спутанным объяснениям создала прекрасный "тунгусский" арт!

 

 

ОТЗЫВ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ О ПРОЧИТАННЫХ КНИГАХ,

ИМЕЕТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ИНФОРМАЦИОННЫЙ И ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.    

НЕ СОДЕРЖИТ КОММЕРЧЕСКОГО КОНТЕНТА  И  РЕКЛАМОЙ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ.

 

отзывы живут здесь:

КНИГА отзывов 2023

КНИГА отзывов 2024