"Карп и дракон. Кн. 2": рецензия "Мира фантастики"
А вот и первая рецензия на второй том «Карпа и дракона». Открывают наш парад-алле журнал «Мир фантастики» и Светлана Евсюкова:
В первом томе «Карпа и дракона» писательский дуэт Олди познакомил нас с альтернативной Японией, в которой практически полностью исчезли убийства. Таков был дар Будды одному благочестивому монаху. Отныне на Чистой Земле действует закон фуккацу, по которому убитый немедленно занимает тело убийцы, а душа последнего отправляется в ад. Если убийство подстроено убитым с корыстной целью, то он теряет лицо — в буквальном смысле слова, превращаясь в каонай, презренное существо, занимающее низшую ступень в социальной иерархии. Для регистрации случаев фуккацу и расследования особо запутанных казусов создана служба Карпа-и-Дракона, которую возглавляют потомки того самого святого настоятеля монастыря.
Главный герой, юный Торюмон Рэйден, в первой книге успел обратить на себя внимание умом и наблюдательностью, за что был зачислен в штат службы Карпа-и-Дракона, получил положенного по должности слугу-каоная (при жизни тот был «южным варваром», испанским идальго доном Мигелем) и неплохо зарекомендовал себя перед начальником, строгим, но справедливым Сэки Осаму. Читалась книга как сборник детективных повестей, связанных друг с другом главным героем, который ведёт расследование, и ещё несколькими персонажами и событиями. Но уже во второй книге то, что начиналось как провинциальный детектив, обретает масштаб и грозит затронуть самые основы миропорядка, который сделал Страну восходящего солнца Чистой Землёй, где невозможны убийства. Или всё-таки иногда возможны?
Олди искусно сплетают сюжетную паутину: все истории вроде бы завершены, но плотно свиты в единое целое. Первая повесть, где неизвестный убивает каонай оружием, которого не видели на Чистой Земле много десятилетий, выводит на сцену персонажей и мотивы, что будут эхом отзываться в дальнейшем. Во второй истории авторы проводят своеобразный эксперимент: что происходит с душами людей, переживших более одного фуккацу, и можно ли отменить действие закона Будды на отдельно взятой территории? А третья оборачи-вается лихим политическим триллером, который закручивается на той самой территории, где убийства снова становятся тем, чем они были в Эпоху Воюющих Провинций…
Усложняется сюжет — растёт и главный герой, вынужденный познавать всё новые тайны мироздания. Например, мы наконец-то узнаем, в чём смысл существования каонай и зачем дознавателям службы Карпа-и-Дракона нужны такие слуги. Острый ум и наблюдательность остаются при Рэйдене, хотя моральный выбор ему делать всё сложнее. И, похоже, авторам так нравится придуманный ими умный и отважный юноша, что они местами откровенно ему подыгрывают: из некоторых смертельных передряг Рэйден выпутывается явно не своим умом, а лишь авторским произволом. Впрочем, читатель не в обиде — персонаж действи-тельно вышел симпатичный.
И ещё Олди не были бы собой, если бы не продолжили играть в литературные игры. Страницы «Рассказов ночной стражи» снова украшают вставки, написанные как пьесы. В этот раз в строки театра «но» вплетается ритм испанской драматургии «золотого века», потому что немалую роль на страницах второго тома сыграет «безликий» Мигеру, верный слуга Рэйдена, яркий и глубоко трагический персонаж.
Итог: второй том «Карпа и дракона» сохраняет увлекательность первого, добавляя придуманному Олди альтернативному миру новую глубину.
Книги внутри книги:
В финале романа Рэйден получает в подарок две книги, которые называются так же, как два уже вышедших тома «Карпа и дракона», — «Повести о карме» Судзуки Сёсана и «Рассказы ночной стражи» Огиты Ансэя. Оба автора, как и выпустившая эти книги типография Фусюндо (первое книгопечатное предприятие Японии), существовали на самом деле и действительно написали тексты с такими названиями. Даритель, настоятель Иссэн, роняет фразу: «Есть и третья, но мне не удалось её приобрести», намекая читателям, что «Карп и дракон» будет трилогией.