Кажется я открыл новый жанр
Иллюстрация взята в некоммерческих целях на сайте http://longread.fontanka.ru/
Традиционно не претендую на истину в последней инстанции. Желаю автору пришедшему сюда, здоровья, успехов и счастья. Ниже речь пойдет о специфичных текстах, для которых я придумал новое название жанра.
Есть ряд сочинений, которые сложно комментировать или рецензировать. Сложно потому, что нужно сделать это так, чтобы у автора не погасло желание писать, вместе с тем у автора должно появиться понимание, что ему нужно работать над собой и своим произведением.
За последний месяц мне посчастливилось прочесть две такие работы. Время от времени, в процессе прочтения у меня складывалось впечатление, что оба этих текста написаны одним человеком, хотя на портале авторы у сочинений разные.
Да, еще. Иногда мне казалось, что писал не человек вовсе. Есть такой бот в телеграме «Порфирич». Он генерирует тексты. Это бот может выдать некий объем текста, если пользователь набивает в самом аккаунте слова либо словосочетания. Тексты «Порфирича» часто не читаемы. Слова его "сочинений" не всегда сложены в предложения, которые несут читателю понятный смысл. Иногда это просто набор частей предложения, не выражающий никакой мысли.
Еще временами мне казалось, что текст — это коллективное творчество. Складывалось впечатление, что в его написании участвовали разные люди.Это потому, что некоторые главы очень сильно отличались друг от друга стилистически, синтаксически. Так не может писать один и тот же автор.
Впрочем, все изложенное выше лишь мои предположения, я могу ошибаться. Надеюсь, что я не задел тонкие струны души авторов. Мне кажется, что люди, писавшие указанные работы, должны иметь стальные нервы, под стать героям своих текстов. Не думаю, что мои рецензии могут как-то повлиять на стремление авторов писать дальше, если они твердо решили добиться успеха на сетературном поприще.
Первая работа вызвала у меня шок. Признаюсь, что я не сумел себя заставить прочесть больше двух глав. Вторая ввергла в транс.
Если единичную работу можно назвать случайностью, то две абсолютно похожие работы это уже жанр. Я задумался, к какому жанру можно отнести эти сочинения? Я с удивлением обнаружил, что эти работы имеют положительные комментарии от читателей. На вкус и цвет, как говориться... Видимо, действительно, у каждого текста есть свой читатель. Мне не знаком такой тип читателей. Но сколько нам открытий чудных готовит просвещенья «до».
При этом, прочтенный текст крайне сложно причислить к какому-то из известных мне литературных жанров. Объединяя подобные тексты по ряду характерных признаков, я решил назвать для себя этот жанр «поцанский “икс”».
Возможно, такой жанр уже существует. И называется как-то по-другому. Но мне он неизвестен. Поправьте меня в комментах, если я ошибаюсь.
«Х» это переменная, указывающая на сюжетную или жанровую составляющую. «Поцанское», описывающее дух, стиль, язык, мировоззрение, амплуа персонажей и все остальное. Названия поджанров могут быть разные. Например, «поцанская драма», «поцанский панк», «поцанская фантастика». Если жанр определить не удается, я буду классифицировать это как «х». «Поцанское неизвестно что».
Какие же признаки позволяют отнести сочинение к вышеуказанным жанрам?
На начальном этапе изучения подобных текстов я выделю несколько явных. Скорее всего, со временем я дополню список новыми признаками. Они ниже:
1. Деформированный русский язык, стилистически противоречащий художественному литературному.
2. Вульгарное (невежественное) описание жизни, имущества, интересов, мировоззрения, бесед, образа мысли, взаимоотношений состоятельных и/или образованных людей. Описание, не соответствующее современной действительности, даже с учетом фантастических допущений, является результатом абсолютного дилетантизма автора в перечисленных вопросах.
3. Присутствие мата в диалогах и внутренних монологах персонажей, там, где этого можно было избежать
4. Попытка серьезно описать бизнес-процессы в экономических структурах, основанная на досужих домыслах, ложных представлениях, далеких от реальности. Таким попыткам, как правило, сопутствует употребление деловых терминов, значения которых автор не понимает. Не имея сколь-нибудь значительного опыта заключения сделок в реальной жизни, приносящих доход, автор часто, подменят описание бизнеса персонажей собственными фантазиями о неких «схемах». Такие фантазии выглядят смехотворно в подавляющем большинстве случаев. Часто присутствует описание происков конкурентов и процесса конкуренции.
5. Гипертрофированное внимание к внешним проявлениям материального успеха персонажей. Количество охранников, сопровождающих автомобилей, наивное описание положения персонажа в социальной иерархии. Гипертрофированное внимание к наименованию и количеству выпитого алкоголя, «изысканных» блюд, употребляемого типа наркотиков.
6. Нелепые надуманные афоризмы, используемые не к месту, притянутые за уши к диалогу или мыслям персонажа. По мнению автора, такие афоризмы должны свидетельствовать о высоком уровне развития интеллекта персонажа, тонкой игре слов. В большинстве случаев играют обратную роль.
7. Описание раутов, застолий, празднеств, банкетов «высшего света» (местного разлива), часто очень убогих.
8. Злоупотребление старыми, классическими лексемами (архаизмами), вышедшими из обихода в сегодняшней речи. Как литературной, так и повседневной. К примеру, «почил», «подала глас» «после блистательных торжеств» «крадется молва» «ежели» «яства» «манкировать» и т.д.
9. Отсутствие логики в некоторых сценах
10. Посторонние лирические отступления в виде подслушанных разговоров или услышанных рассказов. Такие отступления не несут никакого развития сюжета, смысла, переданные третьестепенными персонажами появляющимися в сочинении единожды.
11. Цитаты из трудов философов, психологов, мыслителей, не развивающие, не обосновывающие какие-либо рассуждения персонажа. Присутствуют для того, чтобы продемонстрировать «эрудированность» персонажа. Пример: «Сразу после соития раздается смех дьявола»*.
12. Сюжет, построенный на мнимой борьбе «сильных мира сего» средней руки с другими «сильными мира сего» тоже средней руки. Как правило, борьба регионального или городского масштаба.
Для себя решил, что буду называть «поцанским» жанром работу, где обязательно присутствуют не менее трех из перечисленных признаков. Вместе с тем, относя работу автора к «поцанскому» жанру, я не сужу и не расставляю оценок. Пусть это делает сам автор или его читатели, если им нравится читать такого типа тексты. Я всего лишь описываю свои читательские ощущения от прочтения. Анализирую написанное с тем, чтобы автор понимал, как видится его продукт со стороны.