«Клара и солнце» Кадзуо Исигуро — мой отзыв
За последний месяц я прочитала несколько книг, делюсь самой свежей и, пожалуй, наиболее впечатлившей.
«Клара и солнце» — новый роман Кадзуо Исигуро, заслуженно привлек внимание публики. Итак, что понравилось лично мне.
Прежде всего, это про андроидов и искусственный интеллект, но в кои-то веки автор отошел от штампа «ой, киборга сорвало, он чувствует!» Герои Исигуро — Искусственные Друзья, задуманные как компаньоны для подростков, чувствуют по определению, и это ни для кого не проблема. Клара, ИП (Искусственная Подруга), от чьего лица идет повествование, постоянного говорит о себе «я почувствовала страх/любопытство/ волнение», и читатель радуется, потому что наконец ИИ изобразили не как нечто, способное лишь бездушно просчитывать варианты и вероятности событий, исходя из их практической пользы (пока не сорвет, конечно). Привет, эмоциональный интеллект и концепции обучения (в том числе машин), которые не сводятся к усвоению фактов.
Но проблемы в мире, описанном Исигуро, все же есть. Общество разделено на людей и андроидов, и страсти вокруг этого раскола накаляются по ходу книги. Вот героиню пытаются не впустить в театр («с котами (зачеркнуто) машинами нельзя!»); вот попутно прорисовывается проблема рабочих мест, которые все чаще занимают роботы, создавая безработицу среди людей (обратная сторона прогресса, привет, луддиты!); и вот уже формируются некие человеческие общины, которые вооружаются («нет-нет, вообще-то мы мирные — это только на случай, если на нас кто-то полезет!»)
Правда, роботы — не единственная причина социального неравенства. Генная инженерия процветает, и вот уже дети разделяются на «форсированных» и «нефорсированных». Для последних закрыты практически все возможности социального продвижения: даже колледжей, которые готовы их принимать, единицы. «Форсирование», однако, — опасная процедура, после которой выживают не все, и это тоже становится одной из граней сюжета.
Прежде, чем перейти к ней, отмечу, что все приведенные выше темы даны как бы мазками. Автор оставляет читателю большой простор для додумывания, текст словно состоит из отдельных штрихов, и это дает возможность затронуть множество тем и вопросов, не утяжеляя повествование и не уходя в космические объемы. Некоторые темы даны только намеками. Например, двух подружек-ИП зовут Клара и Роза. Совпадение? Не думаю…
А что там у нас с внутренним миром и отношениями между персонажами?
Тут тоже есть чему порадоваться. ИП Клару покупают, и она становится компаньонкой девочки по имени Джози. Приехав к ней в дом, Клара погружается в отношения между членами семьи, друзьями Джози (собственно, друг там только один — «нефорсированный» мальчик Рик), и теми, с кем Джози обязана общаться (девочка болеет, и социализации ради к ней приходят в гости ее одноклассники).
Что меня впечатлило — здесь нет однозначно хороших и плохих героев. Джози, ее мама, Рик, и другие иногда милы, а иногда ведут себя совершенно безобразно. Нет и однозначно верных и неверных решений. То, что сначала казалось правильным, справедливым, затем оборачивается своей противоположностью. Вот, например, нельзя же любимого домашнего робота сдать для экспериментов слегка одержимому исследователю? Надо вместо этого позволить, чтобы любимый домашний робот спокойно себе устарел? Вроде да. Но такое ли устаревание имелось в виду, каким оно оказлось в книге? Тут спойлерить не буду, скажу только, что роман Исигуро вызвал у меня ассоциации не только, понятное дело, с «Историей игрушек», но и с «Хижиной дяди Тома».
А глубже поступков и отношений — мистика, некая духовность (духовность у киборга, каково?!) Солнце играет для Клары роль Бога. Еще бы, она же работает от солнечных батарей, и солнце для нее — в прямом смысле источник жизни. Клара общается с солнцем, наблюдает за ним, пытается проникнуть в его тайны, а однажды обращается к нему, чтобы попросить о совершенно особом даре… И это очень похоже на переживания мистиков, хотя бы той же Терезы Авильской или Терезы Малой (кого читала, с теми сравниваю).
Словом, это глубокий, многогранный, тонкий, и при этом обманчиво простой по сюжету и языку роман.
Однозначно к прочтению, 10 киборгов из 10.