Кларисса ищет ответы
Кларисса ищет ответы
(Мария Самтенко, Леди не летают)
Скажите, давно ли вы читали про драконов? Я лет так пять назад. Нет, не тех драконов, похожих на сказочных динозавров, как у Энн Маккефри и Толкина, а тех, что как оборотни, перекидываются из человеческого в собственно драконий облик.
Наверно, пройдет время, и исследователи смогут внятно проанализировать историю рождения и развития этого образа, а пока остается только констатировать: истории о драконах-оборотнях стали давно сложившимся поджанром современной отечественной сетературы. Тем трендом, что, казалось бы, должен давно сойти на нет, но тем не менее не сходит. И чем только зацепили они читающую публику? Может, в нашем культурном коде прописана какая-то бессознательная тяга к Змеям Горынычам, воспринимаемым как воплощение мужественности и сексуальности? Ведь и в сказках Змей крадет царевну, царицу и Василису Премудрую… Удивительно, до чего устойчивы некоторые архетипы. В. Я. Пропп нашел бы, что сказать по этому поводу, но я не буду углубляться в рассуждения о змееборческом мотиве в современной прозе, а вместо этого перейду к рассказу об одном из текстов, где мы можем наблюдать данный мотив во всей красе.
Книга Марии Самтенко «Леди не летают» во многом пародийная. Автор собирает в своем тексте популярные «фишки»: вроде бы это и академия, и ромфант, и да, драконы кружат в воздухе. Однако, если присмотреться, от жанра академии тут мало что есть, романтическая линия подана очень сухо, ну а драконы изображены в юмористическом ключе.
Что же тут тогда есть? Детектив. Расследование.
Главная героиня, Кларисса, дознаватель, прибывший в Академию, чтобы расследовать смерть студентки. Кларисса – хороший специалист, ее главные черты – рациональность, сдержанность и дотошность. Она мало похожа на эмоциональных героинь ромфанта, это совершенно другой типаж.
Для меня роман – неожиданно – оказался очень феминистским текстом. Вполне вероятно, он стал таким помимо воли автора. Но действительно, одна из главных проблем мира книги – гендерное неравенство. Потому как в этом мире леди не летают. Летают только лорды, драконы. Девушки же и женщины давно утратили эту способность. И данная вводная – предпосылка для главного конфликта.
Помимо неравенства физиологического в романе можно наблюдать и неравенство сексуальное. В мире книги все еще важно, является ли девица девицей и сколько у нее было половых партнеров. Гендерные двойные стандарты никто не отменял, и тема их несправедливости тоже есть.
За приключениями Клариссы следить интересно, а вот романтическая линия лично у меня вызвала мало сочувствия. Думаю, ее убила пародийность произведения. Герой-любовник – завхоз Магарыч, чье имя изначально пришло из эльфийского языка – Магариэн… Юмор уничтожает романтику, нарушает законы жанра. На мой взгляд, серьезно относиться к герою с таким именем сложно, он не может служить предметом фантазий читательниц.
Роман написан хорошим русским языком. При чтении не спотыкаешься об опечатки и корявость фраз. Для автора характерно логичное, размеренное повествование в сдержанно-юмористическом духе. Шуток ниже пояса тут нет, но общий иронический настрой очень чувствуется.
Чего мне не хватило, так это описания мира. Ведь Академия существует не в вакууме, но о том, что происходит за ее пределами, известно очень мало… А еще «перекидывание» из человеческой в драконью форму передано уж как-то очень бегло, суховато. На мой взгляд, это все же не настолько обычное дело, чтобы говорить о процессе вскользь.
В целом получилась хорошая, забавная книга на стыке жанров. Как мне кажется, самой значительной тут является все же детективная составляющая. Думаю, автору стоит развиваться в этом направлении.