Клеймо неформатности
В наши дни, когда интернет успешно стремится к тому, чтобы стать основным источником информации и развлечений, читательский интерес становится ресурсом, за который конкурирует избыточное число людей, называющих себя писателями. Каждая писательская "делянка" плотно обсижена "мэтрами" и "топами" местного разлива и они вовсе не привечают новые рты на этой поляне.
В контексте конкуренции за читательский интерес и за читательские деньги «неформаты» приобретают особую популярность среди тех, кто ищет что-то новое, необычное и экспериментальное - причём как среди тех, кто предлагает - и тех, кто потребляет.
Особенности «неформата»:
1. Жанровая неопределенность. Произведения, относящиеся к категории «неформата», сочетают в произвольной композиции элементы разных жанров, таких как фантастика, детектив, драма и даже поэзия. Они могут включать в себя различные формы выражения – от традиционного прозаического текста до графической новеллы или интерактивного рассказа.
2. Экспериментальная форма. Авторы «неформата» пользуются всей существующей палитрой способов подачи материала. Например, они могут использовать нелинейный сюжет, полифокальность, фрагментарность повествования, "поток сознания", интерактивность, смешение стилей или языков, чтобы реализовать творческий замысел и создать уникальный опыт для читателя.
3. Отсутствие четкой структуры. В отличие от классических произведений, «неформатные» тексты могут нарушать привычные правила композиции, такие как наличие завязки, кульминации и развязки, смена их порядка и хронологии развития, смешение арок развития персонажей. Вместо этого они могут представлять собой набор отдельных эпизодов, связанных лишь общей темой или настроением - да, в конце концов, это потому и новаторство, что никто не знает чего от этого ждать.
4. Нестандартная тематика. Тематика «неформатных» произведений отличается от традиционной. Здесь можно встретить темы, "табуизированные" в массовой литературе, такие как философия, психология, социальные проблемы, сексуальность, насилие, футурологические модели и многое другое.
И, тем не менее, несмотря на пренебрежение табу и целевой аудиторией (ЦА), неформат находит своего читателя.
Как?
Популярность «неформата» обьясняется:
1. Стремлением к новизне. Читатели рано или поздно устают от измен и шейхов, попаданцев и бояр-аниме. И тогда они ищут что-то уникальное и неожиданное. «Неформатные» произведения предлагают именно такой опыт.
2. Свободой самовыражения. Для авторов «неформат» предоставляет возможность выразить свои идеи и мысли без ограничений со стороны привычных издательских моделей, жанров и серий. Но поэтому неформат неудобен для издателей - он плохо идёт на стандартных, привычных маркетинговых кампаниях и требует креативных решений для продвижения. А бизнес любит тиражируемые клише. Именно в них - а не в эксперментах - прибыль.
3. Интернет-развитием. С развитием интернета и платформ самиздата стало проще публиковать и распространять «неформатные» произведения.
Таким образом, термин «неформат» отражает тенденцию к созданию новых форм и жанров в литературе, которая стремится выйти за пределы традиционных рамок и предложить читателям нечто уникальное и удивительное.
Принимая во внимание всё вышесказанное, я могу практически все свои книги отнести к неформатным.
И даже если мне иногда кажется, что варево получилось слишком густым - это не беда: и пусть для эротики слишком много действия и нелинейного сюжета (человек только собрался удовлетворить себя ручным способом - а тут - хоп! - то кишки вывалились, то рассуждения о судьбах Галактики), а для "серьёзной" литературы - с описаниями, рассуждениями, настроениями и сентенциями - слишком много экшена и эпизодов, от которых трусики мокреют у девочек, а у мальчиков - сами знаете.
Видимо, это и есть судьба "неформата".
Но, с другой стороны, делая лонгселлер - на мой взгляд - надо придерживаться именно такого рецепта. Чтобы через годы читатель захотел вернуться или к интересной мысли или к волнующему описанию - и находил все это в давно знакомой книге, которая открывается с новой стороны.
Ваш БО (Балтийский Отшельник), сегодня теоретизирующий.