КНИГАМАРТ 2022 | Заметки
Сейчас буду радоваться и ругаться. Или ругать и радовать?.. В общем, что-то такое буду делать. Радоваться – больше.
Незаметно подкрался очередной Книгамарт. Уже четвёртый! Мне повезло (спасибо Алексею Петрову!) участвовать в этой чудной затее с самого начала, с первого фестиваля, и как «местному старожилу» уже есть что сравнивать…
Ну, что сказать: Книгамарт растёт. Конечно, пандемия и события на Украине не могли не сыграть своей роли; многим и в обычные-то времена не до книг… Конкретно в Молчановке, откуда я не вылезал два дня, по ощущениям народу было заметно меньше, чем в ещё доковидном 2020-м. Однако при этом фестиваль заметно расширился «географически». В этом году задействовалась масса других площадок Иркутска, Усолья, Байкальска, Черемхово, Усть-Орды и прочих неблизких окрестностей. Книгамарт дотянулся даже до Братска, Усть-Илимска и Усть-Кута, где мероприятия планируются вплоть до мая. А уж действующие лица… Вадим Панов – уже почти местный )), но кто бы мне сказал год назад, что я смогу послушать Сурдина или пожать руку Дробышевскому!
Но есть ещё куда двигаться. Или о чём подумать.
По статистике в России всё ещё продолжают читать книги не менее десяти процентов населения. Значит в Иркутске, как минимум, шестьдесят тысяч человек. Но в Иркутске гостей фестиваля по итогу даже пяти тысяч не набралось. А ведь – начало марта, на дачный сезон не спишешь. М?
И вроде бы рекламировали фестиваль нынче как никогда. Интернет, новости, даже борды в городе висели. Но вот звонил я накануне иркутским знакомым, приглашал на презентацию. И никто из них о фестивале слыхом не слыхивал! А надо сказать, знакомые-то мои всё сплошь разнообразные учителя года да высокопоставленные работники разных образовательных и книжных учреждений. Как так, ребята?
Или ещё вот. В Иркутске масса ВУЗов. Там готовят чёртову уйму специалистов, связанных, так или иначе, с культурой, книгами и прочей печатной продукцией: литературоведов, журналистов, учителей и прочих филологов )). Где были все эти молодые люди? А также те, кто их учит?
Впрочем, студентов я вроде бы видел. В числе многих проводилось такое мероприятие: «Антиутопия как жанр постковидной культуры», круглый стол. Правда, круглый стол больше выглядел как квадратный диван, но – неважно. Важно то, что в зале присутствовало довольно много молодёжи, явно студенты. Но по моим ощущениям (естественно, сугубо субъективным и далёким от истины), это молодёжь, которую ПРИВЕЛИ. Нет, конечно, можно предположить, что всё читающее иркутское студенчество интересуется исключительно антиутопиями и постковидной культурой. Может быть, может быть. Но в рамках фестиваля в течение недели прошло не меньше тридцати презентаций новых книг и издательских проектов, причём на любой вкус – от краеведческих до детских. В том числе и фантастика с разной антиутопией в придачу. И вот тут молодёжи было – по пальцам пересчитать. Точнее – трое. Ну, ёрничаю, естественно.
Ладно… По традиции расскажу немного о нескольких встречах, о которых хотелось бы упомянуть особо.
Виктор Сербский. Заросли судьбы
Листая программу фестиваля, увидел на фото знакомое лицо. О! Екатерина Викторовна! Свои, братчане! Вообще, такое в жизни случается с настораживающей регулярностью – живёшь с человеком чуть ли не на соседней улице, а встречаешься непременно где-то за тридевять земель…
Вечер памяти Виктора Сербского. Эмоционально, душевно. Познавательно. Нет смысла пересказывать содержание встречи, расскажу немного о Викторе Соломоновиче и его библиотеке. Для тех, кто не знает.
Родился он в политической тюрьме в 1933-м. Не знаю, называлось оно уже тогда ГУЛАГОМ или нет, не важно. Вырос в детском доме, выучился, стал хорошим инженером. Долгие годы работал в Норильске и Братске, начал трудовой путь с мастера, позже занимал разные руководящие должности, работал директором Братского ЦРМЗ. И всё это время коллекционировал книги, главным образом – поэзию. И постепенно у него на полках оказалось несколько десятков тысяч томов: вся изданная русская поэзия двадцатого века. Вообще вся.
В начале девяностых Сербский решил подарить книги городу, и через какое-то время город выделил помещение – квартиру. И с тех пор где-то на третьем этаже обычной пятиэтажной хрущёвки возникла уникальная, единственная в своём роде библиотека.
К тому времени в литературных кругах Виктор Соломонович стал настолько известен и уважаем, что ни один из советских, а позже российских писателей и поэтов, бывая в Братске, не мог проехать мимо. В библиотеке только с автографами авторов не меньше восьми тысяч книг, некоторые вообще уникальны и существуют в стране, а может и в мире в единственном экземпляре.
В 2011 году Виктора Сербского, почётного гражданина города Братска, инженера, поэта и собирателя не стало.
Позже библиотеке выделили новое большое помещение (помню, помню тот зимний переезд; замёрзшую машину и все те трепетно таскаемые бесконечные тонны русской поэзии!).
Библиотека и ныне процветает, в немалой степени стараниями Екатерины Викторовны Сербской. Она, впрочем, жалуется: мол, помещение хорошее, но окон слишком много, а стен – мало. Новые полки некуда ставить…
К сведению (особенно братчан): 18 марта отмечается тридцатилетие библиотеки. Поздравления – приветствуются!
Эраст Бутаков
Феерический дядька. По его словам с некоторых пор он – профессиональный безработный. Но вероятно, он всё-таки писатель, поскольку пишет книги. У меня есть одна (и даже с автографом)) – «11». Это название такое – 11. Фантастика. Скажу честно, я не слишком впечатлился конкретно этой книгой. Такое бывает, и Достоевский не всем заходит. Но я бы не о книгах хотел сейчас рассказать, а о самом человеке. Потому что жизнь его удивительна. Впрочем, – по порядку.
В 1992 году Эрик с другом, Владимиром Михайлюком (Владимир – спортивный врач, между прочим, сборную России по тхэквондо на Олимпиаду в 2012-м сопровождал), решили пешком обойти Байкал. И обошли. Беда в том, что тогда не было нынешнего интернета. А оно ведь как – в инет не выложил, значит не было… Но правда победила, и через десять лет по материалам путевого дневника Эрика вышла книга «Вокруг Байкала за 73 дня». И понеслось.
Книгу заметили. А как раз в то время В. Полевановым, большим учёным и большим начальником, затевалась экспедиция к истокам Лены. И Эрика пригласили проводником. И появилась ещё одна книга «Мыс Рытый». Для тех, кто в теме – это знаковое место: шаманы, заклятья, инопланетяне… Позже были путешествия к истокам Амура (книга «Халха»), Енисея, Оби…. В Китае собирались искать истоки Янцзы, да что-то не срослось. Но книгу Бутаков всё равно написал – учебник по китайским иероглифам. А потом занесло его в Эфиопию. Искали золото. Кажется, нашли, а потому сели в местную тюрьму. Вроде бы бежали. Учебник для эфиопских ребятишек. Какое-то время Бутаков, по его собственным словам, профессионально играл в рулетку; пока казино в России не прикрыли. А ещё вот название его должности в 2010-м: «Заместитель начальника территориального управления Росимущества по Иркутской области». А теперь вот – «безработный». В общем, не жизнь, а какая-то сплошная авантюра. И минимум два десятка очень своеобразных книг. А ещё Эраст Юрьевич великолепный рассказчик. Ловите и слушайте.
Книжные магазины после пандемии: разговор с читателями
Удивительно, но – одна из самых душевных встреч. Казалось бы: пришли владельцы книжных магазинов и давай друг другу жаловаться, как им тяжко пришлось, когда из-за ковида всё практически накрылось, и вообще было неясно как жить. Тоска… Но – нет! Это был самый жизнеутверждающий разговор из тех, что я слышал на фестивале. Потому что – Подвижники!
Григорий Хенох, букинистические магазины BookBox, я уже писал о нём когда-то. Инна Миронова, книжный магазин «Переплёт». Мария Бызова, детский магазин «Кукуля». И Надя_Nadejkin из «Норы». Нора – это такая непростая читай-твори кофейня, где командиром брат Надежды. Бог мой… Святые люди!
Есть довольно обоснованное мнение, что книжные магазины – пережитки прошлого. Ну, потому что двадцать первый век, «никакого кина, одно сплошное телевидение». Аудиокниги, электронные книги, да какие вообще к чертям книги? Тик-ток, блин, эщкере! А книжные – это такие вымирающие динозавры…
А вот эти люди не просто верят в книги, они на них бизнес строят! И ведь это всё относительно новые книжные точки, та же «Нора» вообще вот только открылась, два или три года назад, как раз перед самой засадой…
Да, приходится изобретать новые подходы. Книжки с автографами, книжки с игрушками, книжки со жмурками и сырниками ))… Ну а что делать? Даже у зубров уже не книги с фломастерами, а вовсе наоборот. Кстати, Продалита на встрече не было, хотя приглашали… Забурели видать, взрослые стали… )
В общем вот. Как сказала Инна, самый лучший книжный магазин – это не тот, где читатель может найти то, что хочет, а тот, где он найдёт то, о чём даже и не слышал. И оказывается, такие магазины – есть!
Тимур Валитов
В позапрошлом году был на встрече с Павлом Селуковым. «Добыть Тарковского». В прошлом не был у Оксаны Васякиной, «Рана». В этом пообщался с Тимуром Валитовым, «Угловая комната». Знаете, это я не рекламирую, я недоумеваю. Все эти книги я не прочитал. Открыл, полистал и закрыл: неприятно.
Даже такая мелочь как мат. Или не мелочь. Разве мы не умели материться? Думаете, Достоевский не умел? Ха. Но материться при женщине – это ж считалось свинством… А уж при маме! Раньше почему-то умели понимать границы уместного.
Многим представителям нынешнего поколения за кайф выставить всё исподнее напоказ перед всей планетой… Такое проявление свободы и искренности! И именно эти книги преподносятся как топ современной русской литературы. Редакции Елены Шубиной конечно видней… Иной раз думаю – какой-то вселенский эксгибиционизм, чёрт бы побрал того Джойса. Одно утешение, что мы-то пожили… Только детей жалко.
Прочитали? Забудьте. Обычное старческое ворчание.
Часть критиков «Угловую комнату» превозносит. И за то что это роман в романе, и за великолепный язык, и за стиль, и за героя нашего времени… Но на встрече мы книгу не читали. А говорили о том как возникают книги, насколько автор взаимосвязан со своими персонажами, о бумажных книгах и электронных и о том с чего начинать и как пробиться…
И в общем Тимур мне понравился. Вдумчивый, спокойный, по-настоящему образованный человек. Без понтов. Вот и недоумеваю…
Станислав Дробышевский
Народу было битком. Станислав Владимирович – звезда, вне сомнений.
Ещё за две недели до Книгамарта, увидев его в программе фестиваля, я заорал «Ю-ху!!!» и попытался выпрыгнуть из штанишек. Естественно, лишь в глубине души, ведь большие ёжики не прыгают.
Удивляясь своему нахальству, я списался с ним в ВК и моментально получил добро на пару вопросов. Крутые люди круты во всём! Но вот когда и как пересечься? Ведь московские гости в Иркутске себе не слишком-то принадлежат… Несколько дней я бессовестно донимал Петрова, Молчановку и даже Восточно-Сибирскую правду (Анастасия, Юлия я вас никогда не забуду!) и таки выцарапал свои пятнадцать минуток…
Потом, естественно, всё пошло не по плану, поскольку любовь народная – страшная сила... И это – Россия, детка, да. Большая пресса-то чуть не обломалась со своими интервью, что уж о нас сирых говорить. Станислава без ужина оставили… А ему куда уже худеть?
Но и встреча состоялась, и вопросы задать получилось… В общем, праздник случился.
Если чуть серьёзнее, то дурное фанатство тут совсем не при чём. Мы живём в субъективном мире. И формируется сегодня этот мир в основном голосами из интернета. Половина населения верит в разных богов, половина – в бабло, треть – в плоскую землю… На мой никому не навязываемый взгляд самые адекватные верят в науку. Но фокус в том, что даже они не способны воспринимать достижения той науки напрямую. Они не читают «The journal of Archaeological Science», «Science», или «Lancet». Во-первых, оно там не по-русски, а во-вторых настоящего учёного и по-русски не поймёшь, если ты сам не учёный… Нужны Проводники, Проповедники науки! И так выходит, что представления о мире у самой близкой мне части человечества формируют именно такие люди, как Дробышевский, Марков, Сурдин, Анохин… Их не так уж много на самом деле, тех, кто может доступно рассказать таксисту про CRISPR/Cas9, аккрецию или паравентрикулярное ядро гипоталамуса. Светочи! Так и хочется добавить: храни вас… )))
Длинноват пост получился, не? В общем, продолжение следует. Через годик...