Когда вода заговорит. Лия Альман
Где ты хочешь умереть? В воде или на земле? Стать русалкой или отправиться в идеальное царство неумолимой Смерти? Правильный ответ, конечно, «я б ещё пожил(а)», но, увы, не всё в нашей власти.
Как, например, не во власти живущего уже несколько сотен лет слуги Смерти спасти приговорённую к уходу в мир иной девушку. Или не во власти русалки спасти юного моряка, ставшего её добычей во время кораблекрушения. И только древние йошо, забирающие из жизни самих слуг Смерти, могут рассказать один маленький секрет, если, конечно, захотят.
В общем, завязку книги я, по сути, уже рассказала.
Макс – слуга Смерти, он забирает жизнь обозначенных ею людей поцелуем. И тут я со своими параллельными чтениями «Имени розы» вспоминаю Иудин поцелуй, предваряющий смерть Учителя, символизирующий предательство. Забавно, но и жил до недавнего времени Макс, как Иуда для собственного двоюродного брата Бруно. Жил бы и дальше, если бы не встретил особенную для него девушку – Диану. И не было бы, наверное, Истории, да оказалось, что Диана в его списке на убийственный поцелуй. И Бруно в этом как-то замешан.
Честно сказать, история Макса и Дианы настолько проста и безыскусна, что не тянет даже на любовный роман. Так – лёгкая зарисовка нежной акварелью. Даже препятствие в виде их положения относительно друг друга (жертва – палач) не добавляет их истории яркости. Оговорюсь – это только моё, как читателя, ощущение.
Другое дело Бруно и Макс. Вот уж где «на Аляске зарево видели». История их взаимной неприязни из серии «пожевать стекло». И мне отдельно понравилась поданная через дневники линия Бруно. Единственное, чего я так и не поняла – зачем он так нужен был Смерти и куда подевался в итоге. И ещё мне немного не хватило объёмности многовековой жизни, несмотря на оговорки Макса про таверну. Исторические вставки здесь как будто мимоходом, да и современная жизнь подана без особых подробностей.
Но эти трое – ещё далеко не всё. Не зря же я в самом начале говорила о русалках.
А их в мире, созданном Лией Альман, аж несколько разных видов. Правда, в фокусе романа оказывается только два из них – кровожадные лорелеи, топящие корабли и забирающие для Смерти души моряков, и мерлузы – хранительницы жизни.
Марга – одна из лорелеи, хотя и не хотела для себя такой жизни. Отщепенка и язва, она, как ни странно, привлекает больше любого другого персонажа книги. Наверное, потому что не жалуется, хотя видно – ни до смерти, ни после, жизнь (как бы странно это ни звучало) её не балует. Марга слышит то, что шепчут волны, и это тяготит её (правильно, попробуй-ка пожить сотни лет под постоянное радио из чужих мыслей, чувств и слов). Но именно она, в силу того, что не плывёт по течению, следуя традициям, однажды понимает, что можно что-то действительно изменить. И помогает ей в этом тоже не слишком-то счастливый по жизни мальчишка по имени Амин. Который почти случайно оказался на рыболовецком судне, потопленном лорелеями.
Линия Марги раскрашивает «Когда вода заговорит» в насыщенные краски подводного мира. Тёмного и не слишком приветливого. И в пунцовые росчерки крови на поверхности воды. Но именно эта линия придаёт книге тех глубины и объёма, которых немного недостаёт, как по мне, сухопутной.
Моё отдельное мур автору за чёрных дроздов, как спутников Смерти. Для меня это жирная отсылка к британской мифологии и любимой Сюзанне Кларк.
Кому читать: любителям недобрых сказок и мифологии, пожалуй, любителям относительных хэппи-эндов, где нет «и жили все долго и счастливо» и «каждой твари по паре». Хотя, определённо, для большей части персонажей ХЭ здесь наступает.