Константин Райкин: Спилберг предлагал мне 17 миллионов
Знаменитый артист, режиссер поделился с новосибирцами воспоминаниями, как встречал Новый год со своими студентами, рассказал об отношении к ситуации на Украине и заклеймил «ремесленников» от искусства.
Актер, режиссер и руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин посетил Новосибирск в рамках XII Международного Рождественского фестиваля искусств. Райкин привез на фестиваль спектакль «Человек из ресторана», поставленный по произведению русского писателя Ивана Шмелёва.
Постановка расскажет о Якове Скороходове, человеке трагичной судьбы. У него погиб на фронте сын и умерла жена. Оставшись вдвоём с дочерью Наташей, он работает официантом. Скороходов знакомится с юношей, неким Соколовым, и сдаёт ему комнату в своей квартире. Вскоре Соколов и Наташа полюбили друг друга, но на пути молодого человека встаёт грозный соперник — фабрикант Карасёв, завсегдатай ресторана, где работает Скороходов. Карасёву приглянулась Наташа, и он решает соблазнить девушку.
Константин Райкин встретился на закрытой творческой встрече ответил на вопросы журналистов. Встречу Райкин начал с комментария, посвященного финансовому скандалу в «Сатириконе».
Где деньги, Зин?
В ноябре министр культуры РФ Мединский заявил о неких нарушениях в финансовой деятельности театра, однако Райкин, известный смелостью своих высказываний, тогда заявил, что Мединскому просто не понравилась речь главы «Сатирикона» на съезде Союза театральных деятелей России, когда он говорил о цензуре, а после назвал Мединского «лгуном». Прежде чем начать общаться, Райкин попросил не поднимать неприятную для него тему.
«В театре я зарабатываю хорошие деньги, но это не сумасшедшие деньги. Хорошие это деньги только потому, что я делаю три работы. Я все-таки играю, как артист, ставлю, как режиссер и я еще худрук. Это три абсолютно разных работы, которые теперь с каких-то пор оплачиваются тремя моими зарплатами. Раньше было две. Потому что я за постановки свои — а поставил я около 25 спектаклей в своем театре — я не получал!», — рассказал Райкин.
Среди присутствующих на встрече с Райкиным были не только представители масс-медиа, но и студенты театральных училищ. Райкин рассказал, о своем отношении к артистам, которые идут в профессию ради денег.
«У поступающих на актерский факультет спросили: зачем вы идете в профессию? Поголовно отвечают, потому что хотят славы и денег. И когда меня спросили, как я отнесусь к этому, я отвечаю однозначно — не брать! Хорошо зарабатывать и быть знаменитым, это замечательно, и спасибо вам за правду, но на этом мы расходимся. Никогда в жизни это не может быть главным для настоящего актера.
Я для своих студентов назначаю не три, а пять туров, и еще после этого долго беседую, чтоб не ошибиться, и затем спрашиваю: зачем вам это нужно? А они, бедняги, только школу закончили, разговаривать не умеют, не слезли с дерева. Ничего не знают! И начинают плакать, и мальчики и девочки. И вот это — главное. Вот что это такое? Вот это мычание… Я их в течение полутора лет заставляю писать сочинения, каждую неделю. Не напишут — в класс не допускаются… Да они и грамотно писать не умеют. Один талант — больше ничего, ни знаний, ни интеллекта. Но у них есть тяга играть», — рассказал Райкин.
Пельмени для студентов
По признанию Райкина, он без сожалений расстается даже с самыми перспективными студентами, которые не выполняют его требований, и не препятствует, когда актеров «подбирают» другие театры и киностудии, сделав их известными. К своим студентам у него подход особенный.
«Однажды я со своим самым первым набором в студии МХАТ решил встретить Новый год. Я им там пельмени сварил, долго колол их, что они пьют. Отвечали — ничего. Я думал, врут, мерзавцы! Оказалось, действительно не пьют, вся купленная водка осталась нетронутой. И когда мы съели пельмени, я сказал: пойдемте на сцену.
Когда они вышли на эту голую сцену, студенты стали ее щупать, ласкать, сидеть на ней, а потом фотографироваться, и я вместе с ними. Потом показали мне эти фотографии — потрясающие фотографии! Они на них такими очарованными были!
Я им сказал: ребята, я хочу, чтобы эти фотографии никогда не были обвинительным документом, если вы не дай бог превратитесь в холодных, скаредных ремесленников. Чтобы если вы вдруг такими станете, и посмотрите на фото, вам стало бы стыдно. Я сказал студентам — такими вы должны остаться навсегда. Очень сложно не стать ремесленником и не замозолиться душой», — поделился Райкин.
Райкин отметил, что ремесленников в искусстве очень много: как в театре, так и в кино. Многие из них много снимаются в кино, участвуют в скверных антрепризах, и думают только о собственном эго, а не искусстве, и с такими ему не по пути.
Искусство против политики
Вопросы о политических событиях в России Райкина задевают за живое. Его больно ранит и ситуация на Украине, и скандал с недопуском спортсменов на Олимпиаду. По его мнению, решать эти вопросы надо на самом высшем уровне, но это не происходит, поскольку политические лидеры, как и обычные люди, склонны «гавкаться друг с другом».
«Это очень интересный вопрос, потому что человеческий. У меня украинская семья. Мама родом с Украины, жена украинка, дочка знает украинский как русский, масса украинских родственников, не говоря уже о том, что на Украине замечательная театральная публика. Мы туда возили почти весь свой репертуар, в Одессу, и особенно в Киев. Мы дружили с Богданом Ступкой, очень уважали друг друга. И когда начались все наши распри я подумал: куда же все зрители делись? Неужели они перестали быть?
Когда летом этого года наши посольства устраивали Пушкинские дни, я приехал в Киев и Одессу, и там несколько театров испугались меня принять. Но я отработал в каком-то пространстве на 2 тысячи мест. Это был какой-то сверханшлаг. Люди сидели друг на друге. Когда я вышел на сцену, мне минут 15 просто не давали говорить. А в конце был такой ор, крик и стон, и я подумал тогда, что культура и искусство умнее политики.
То же самое было в Одессе в первый раз, а после на концерт ворвались представители запрещенного в России «Правого сектора». Я у охранников спросил, почему они не вывели их из зала. Те пожимали плечами: если начнем их вытаскивать, начнется драка, виноватыми останемся мы. Вообще для меня это вопрос трагический.
Я тогда отказался комментировать происходящее, хотя представители СМИ на меня набросились. К сожалению, современные средства массовой информации заточены на скандал и питаются только жаренным, а мы им не интересны. Это такая психология стервятников. Какой подарок может сделать артист для журналистов? Умереть! Я был на похоронах одного, другого и думал: если бы они смогли собрать на хоть какой-то спектакль столько прессы», — поделился Райкин.
По словам Райкина, искусством сейчас мало кто интересуется, кроме зрителей. Театральных критиков не дозовешься, они сейчас заняты другими вещами. Никто не замечает высокого, тонкого. Кроме того, Райкин рассказал, почему не снимается в кино.
«В кино мне сняться предлагают время от времени, но это, как правило, те, кто не знают, что я всем отказываю. Я люблю в кино ходить, но я в кино совершенно не нуждаюсь. У меня был случай, когда меня Спилберг пригласил за 17 миллионов, и я ему сразу отказал. Поймите, я же повязан расписанием. Я ставлю, руковожу театром, играю. Если я буду заниматься съемками, это значит, что я буду отрываться от необходимого на необязательное. И потом, что они мне могут предложить, после того, что я уже сыграл?» — сказал Райкин.