Красавица.Актриса.Шпионка. ч.2

ЧАЕПИТИЕ С ФЮРЕРОМ

Итак, у немецкой культуры появился новый шеф – министр пропаганды Йозеф Геббельс, «маленький доктор», как прозвали его острые на язык берлинцы. Надо отдать должное, неуемной энергии «маленькому доктору» было не занимать.

Однажды на студии, где Ольга Чехова снималась в очередном фильме, раздался телефонный звонок. Вежливый голос сообщил, что актриса приглашается на прием в министерство пропаганды. Отказ не принимается. Будут все высшие лица государства.

В большом зале для приемов было многолюдно. Здесь собрались многие известные деятели немецкой культуры – практически все, кто имел в ту пору имя и вес в обществе.

Ольгу Чехову, как и других, официально представили новому рейхсканцлеру.

Фюрер заговорил с ней о фильме «Пылающая граница», где актриса сыграла роль польской революционерки, признался, что давно уже является поклонником ее яркого таланта. Гитлер старался произвести впечатление любезного, светского собеседника, но скрывать свою робость и неловкость ему плохо удавалось. В общении с красивой женщиной он напрочь терял пресловутую «демоничность» и «харизматичность».

В углу скованно переминался с ноги на ногу Гиммлер, напоминавший своим невзрачным обликом затрапезного сельского землемера. Шеф гестапо определенно ощущал себя не в своей тарелке. С каким-то угрюмым исступлением он разглядывал элегантных женщин, глубокие декольте их платьев.

Куда непринужденнее вел себя Геббельс. Ухоженный, покрытый ровным кварцевым загаром, он неустанно острил, сыпал шутками и каламбурами, явно наслаждаясь своим новым положением.

Вскоре перешли в другой зал, где стояли столы, накрытые для чаепития. Чехову посадили рядом с фюрером.

 За чаем завязалась довольно сумбурная беседа. Фюрер заговорил о своих художественных амбициях. Из рук в руки стали передавать его акварели и эскизы.  Кое-кто из гостей не удержался от колкостей в адрес творческой манеры автора. Ольга интуитивно почувствовала, что эта завуалированная ирония глубоко уязвляет самолюбие ее соседа, и шепнула ему несколько ободряющих слов. Гитлер ответил ей благодарной улыбкой.

С этого дня приглашения на приемы и фуршеты следовали одно за другим. При этом всякий раз кинознаменитостей усаживали вперемежку с партийными бонзами. «Маленький доктор» лез из кожи вон, пытаясь приручить деятелей культуры. Но те нередко проявляли строптивость.

Однажды группу актеров, среди которых была и Чехова, пригласили в закрытый партийный ресторан. За кружкой пива некий фашистский функционер принялся разглагольствовать об «обязанностях художника в Третьем рейхе», быстро перейдя к оскорбительным выпадам в адрес актеров-евреев и актеров-иностранцев.

Один из присутствующих, известный актер Фриц Одемар, резко перебил оратора, поднялся и предложил коллегам покинуть в знак протеста это непристойное сборище.

Актеры встали и ушли. Все до единого.

В течение года после этого демарша актеров-«бунтовщиков» не приглашали на официальные мероприятия.

Но в творческом плане временная опала оказалась для Ольги Чеховой плодотворной. Из Лондона ей позвонил Альфред Хичкок, предложив сыграть главную роль в детективной ленте «Мэри». Находясь в британской столице, актриса заключила еще один договор на участие в фильме, съемки которого проходили во Франции.

Съемки были в разгаре, когда немецкие войска вступили в Рейнскую демилитаризованную зону. Политические страсти во Франции накалились, и Чехова вернулась домой.

«ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКТРИСА»

А дома ее ожидал сюрприз. За вклад в киноисскуство и театр Ольга Чехова, наряду с еще несколькими актерами, была возведена в ранг «государственной актрисы». Впрочем, никаких материальных льгот это звание не давало. Разве что отныне ее в обязательном порядке включали в список лиц, приглашаемых на все мероприятия, проводимые министерством пропаганды.

Ольга продолжает много сниматься, без перерыва играет в театре.  Из дома уезжает в семь утра, возвращается после полуночи.

Ее слава растет. В Германии ее знают и обожают все – от мала до велика. В витринах  дорогих магазинов выставлены ее мраморные изваяния. Открытки с ее портретом расходятся миллионными тиражами. Популярна она и во многих странах Западной Европы, куда нередко выезжает на съемки.

Во время очередной поездки в Вену Ольга Чехова знакомится с богатым бельгийским промышленником Марселем Робинсом. После весьма бурного периода ухаживания бельгиец добивается ее согласия стать его женой. Произошло это в 1936 году.

Начинается жизнь на два дома, жизнь между Берлином и Брюсселем, ведь Ольга сразу поставила условием, что и после замужества продолжит свою артистическую карьеру. Робинс согласился, надеясь, видимо, что роскошная обстановка его богатой  брюссельской квартиры заставит Ольгу со временем отказаться от кино. В доме, расположенном в лучшей части города, и вправду не хватало разве что птичьего молока. Обедали на столе из черного стекла, под тарелки стелили салфетки из настоящих кружев… Шофер, кухарка, прочая прислуга – всё только для двоих. Но Ольга не захотела жить в золотой клетке, а Марсель так и не смирился с ее постоянными отлучками. Супруги расстались.

К этому времени загородный дом Чеховой в Кладове превратился в один из наиболее модных берлинских салонов. Едва ли не каждый вечер здесь собирались гости – актеры, режиссеры, художники, спортсмены… Впрочем, заглядывали на огонек и промышленники, банкиры, военные… Среди гостей это в шутку называлось «отправиться в Сибирь».

Дом был небольшой, но уютный. Из гостиной наверх, на антресоли, вела витая кованая лестница. Старинный фонарь с двумя свечами создавал волнующий полумрак. На антресолях стояла мягкая мебель, тут же располагался домашний бар. Здесь, в непринужденной обстановке, Ольга принимала именитых дам, ставших ее близкими подругами – Еву Браун, бывшую актрису Эмми Зоннеманн – жену Геринга… О степени их доверительности говорит хотя бы тот факт, что Ева Браун показывала Ольге свой дневник, который вела втайне от Гитлера.

Как-то раз хозяйка дома устроила в гостиной выставку, собрав где можно картины и рисунки фюрера. Она верно угадала, что Гитлер психологически нуждается в том, чтобы кто-нибудь хоть изредка, но непременно заинтересованно обсуждал с ним его художественные опыты. В своем окружении, среди военных, дипломатов и политиков, фюрер не получал этого своеобразного наркотика. А ведь в глубине души он по-прежнему считал себя непризнанным гением, пожертвовавшим своим даром ради национальной политики. Но и примитивной лести Гитлер не принимал.  Тонко чувствуя это, Чехова сумела найти верный тон. Она ласково выговаривала фюреру за отдельные недостатки его юношеской мазни, мягко указывала на неиспользованные возможности. Слушая ее, Гитлер млел, как подросток. На сохранившихся архивных фотографиях, где они запечатлены вместе, хорошо видно, что фюрер смотрит на нее с обожанием, даже восторгом. Она действительно овладела тайными струнами его души.

Еще лучше дорогу к дому фрау Чеховой знал «маленький доктор».

В этом же районе, совсем рядом, жила в собственном особняке большая любовь Геббельса – изящная актриса чешского происхождения Лида Баарова, ставшая популярной после успеха фильма «Баркарола». Весь Берлин сплетничал об их романе, который Геббельс, впрочем, и не считал нужным скрывать.

В конце концов, эта связь взбесила Гитлера, страшно недовольного тем, что один из его ключевых министров, глава большого семейства, отец пятерых детей так демонстративно нарушает нормы общественной морали, да еще с дамой славянского происхождения. Он потребовал от Геббельса либо порвать с Бааровой, либо уйти в отставку. В итоге «маленький доктор» выбрал карьеру.

Но, прежде чем расстаться со своей пассией, он попытался схитрить. Сначала заезжал к Чеховой, якобы, для общения с собиравшимися здесь актерами, а уж затем с чистой совестью ехал к Бааровой. Хитрость была шита белыми нитками и очень скоро вылезла наружу. Пришлось выполнять клятву, данную фюреру.  

Впрочем, и после этого Геббельс продолжал навещать фрау Чехову, ведь в ее доме бывали и другие  известные красавицы. Одна из них – венгерская кинозвезда немецкого экрана Марика Рёкк утешила любвеобильного рейхсминистра.

Здесь, однако, надо сделать немаловажное уточнение. «Маленького доктора» нередко изображают этаким «половым гигантом». У него и вправду было немало любовных связей, о которых судачила вся столица. Но действиями министра руководила в интимной сфере не избыточная сексуальная энергия, а постоянная жажда самоутверждения, проистекавшая из его физических недостатков. Если говорить о мужском типе, который олицетворял г-н рейхсминистр, то это был, скорее, «пациент доктора Фрейда», но отнюдь не «донжуан». Случались у него и досадные фиаско в постели, ставившие его на грань нервного срыва.

Получая откровенную информацию от любовниц «маленького доктора», Ольга Чехова знала о его тщательно скрываемых мужских осечках. А Геббельс знал, что она знает о его интимных тайнах, и это бесило его вдвойне.

Ходили упорные слухи, что именно Геббельс пытался опорочить фрау Чехову в глазах фюрера, утверждая, что актриса нелояльна к режиму и передает сведения иностранным разведкам. Но «маленький доктор» и здесь потерпел фиаско.

«Замочите, Геббельс! – взорвался Гитлер. – Я не намерен выслушивать ваши нелепые домыслы!»

Был у Чеховой и другой непримиримый враг из самых верхов – главный гестаповец Гиммлер. Тот тоже пытался настроить фюрера против «государственной артистки» и даже предлагал установить за ней слежку. Но и он ушел от Гитлера, несолоно хлебавши.

Складывается впечатление, что сама фрау Чехова ничуть не опасалась шефа гестапо. Она могла даже подшутить над ним. Зная, что тот не выносит смелых женских туалетов, она явилась однажды на официальный прием в платье с очень глубоким вырезом и «прошелестела» мимо покрасневшего Гиммлера, задев его обнаженным плечом. Шеф гестапо после этого целый вечер ходил с перекошенной физиономией.

Существует и немало других свидетельств того, что в период правления нацистов Ольга Чехова уверенно вращалась среди гитлеровской верхушки.

В 1937 году московский МХАТ триумфально гастролировал во Франции. В составе труппы была и знаменитая «тетя Оля», драматическая актриса О.Л.Книппер-Чехова. В знак поощрения ей разрешили на обратном пути навестить своих берлинских родственников.

Из этой поездки Книппер-Чехова вернулась в Москву раньше срока, находясь при этом в шоковом состоянии. В ответ на сочувственные вопросы ссылалась на свое недомогание. О своих истинных впечатлениях она поведала под большим секретом лишь своей лучшей подруге Софье Ивановне Баклановой, с которой делила одну квартиру. Много лет спустя, уже после смерти Ольги Леонардовны, Бакланова открыла тайну. Оказывается, гостя у своей племянницы в Берлине, «тетя Оля» увидела в ее доме всю нацистскую верхушку!

В книге непосредственного участника событий, дипломата и переводчика Валентина Бережкова «С дипломатической миссией в Берлин 1940 – 1941» подчеркивается, что на всех раутах в ходе визита Молотова в германскую столицу, рядом с вождями Третьего рейха неизменно находились актрисы Ольга Чехова и Полла Негри.

Уже после войны в одной из немецких газет появилась статья, где рассказывалось о том, что весной 45-го Гиммлер всё же собирался на свой страх и риск лично арестовать и допросить Ольгу Чехову. Предупрежденная о намечавшейся акции кем-то из своих поклонников, она сама позвонила Гиммлеру с просьбой произвести арест следующим утром, но после того, как она выпьет традиционную чашечку кофе. Торжествующий шеф гестапо обещал выполнить эту ее прихоть. Когда назавтра эсэсовцы во главе с Гиммлером ворвались в дом кинозвезды, их смятению не было предела. Ибо свой утренний кофе фрау Чехова пила вместе с Гитлером. В сугубо домашней обстановке. Искоса поглядывая на шефа гестапо, фюрер недовольно процедил, что столь ранний и шумный визит Гиммлера – не самая удачная его шутка.

Более Гиммлер не возобновлял попыток разоблачить королеву экрана. Да уже и времени не оставалось на подобную операцию. Советские войска приближались к Берлину, и мысли нацистских бонз переключились на варианты спасения собственной шкуры.

Этот «кофейный» эпизод поведал репортерам один из участников несостоявшегося ареста Ольги Чеховой.

 

КТО  ВЫ,  ФРАУ  ЧЕХОВА?

Но главная загадка Ольги Чеховой кроется в другом: работала ли она на советскую разведку?

Споры об этом не утихают до сих пор.

Первые слухи о шпионской деятельности госпожи Чеховой распространил в 1945 году лондонский журнал «Пипл». Удивительно быстро «сенсацию» подхватила немецкая пресса. Так, на первой полосе штутгартской газеты «Вохенпост» появилось фото кинозвезды, подпись под которым гласила: «Ольга Чехова с орденом Ленина. За верную шпионскую службу». В комментарии к снимку говорилось: «Адольф Гитлер так и не сумел раскусить прекрасную Олли…»

В действительности же, как утверждала позднее Чехова, газетчики использовали отретушированный кадр из ее старого фильма. Тем не менее, многие в поверженной Германии восприняли эту газетную утку всерьез.

Она получала мешки писем с угрозами. На улице к ней подбежала молоденькая девушка и плюнула в лицо: «Это вам за измену!»

Актриса обратилась к советской администрации с просьбой обеспечить ее защиту. Адвокат кинозвезды пригрозил газетам судебным разбирательством.

Защиту она получила – трех автоматчиков. Но вот что характерно: в суд так и не обратилась.

Описывая эту историю в своих мемуарах, Ольга Чехова отмечает, что скандал тлел долгие годы.

Даже десять лет спустя, в 1955 году, некая пожилая дама, дрожа от любопытства, выспрашивала у нее: «Ах, дорогая фрау Чехова, теперь-то скажите мне, пожалуйста, мне одной – так вы были шпионкой или нет?!»

Пожилая дама не получила ответа. Не получили его и читатели мемуаров. Книга воспоминаний сохраняет аромат тайны, питает легенду, содержит множество намеков, но оставляет открытыми все вопросы.

Примерно в тот же период американские издатели предложили ей многомиллионные гонорары за книгу «об интимных отношениях с главарями Третьего рейха и сотрудничестве с советской разведкой». Но и они остались ни с чем.

Уж в начале 90-х годов двоюродный брат Ольги Чеховой Владимир Книппер обратился к Л.Шебаршину, последнему руководителю Первого Главного  Управления КГБ СССР (внешняя разведка), прося уточнить детали биографии своей родственницы.

Ответ гласил: «Каких-либо сведений о том, что она являлась агентом НКВД, в материалах не обнаружено».

Похоже, именно эта отписка побудила некоторых исследователей придерживаться той точки зрения, что Ольга Чехова  никогда не имела никакого отношения к агентурной работе, а попросту старалась удержаться на плаву в бурных исторических условиях.

АГЕНТ  СТРАТЕГИЧЕСКОЙ  РАЗВЕДКИ

Однако существуют свидетельства и другого рода.

Совсем иную картину воссоздает в своей книге «Мой отец – Лаврентий Берия» ее автор Серго Берия.

Прежде, чем изложить его версию, отметим, что Серго Берия – человек серьезный и ответственный, с научным, аналитическим складом мышления. Скорее, скептик, чем фантазер. В отличие от многих избалованных «кремлевских детей» (Василий Сталин, Светлана Аллилуева, Галина Брежнева и др.), он никогда не стремился к «сладкой» жизни, всего добивался своим трудом, с достоинством противостоял ударам судьбы, выпавшим на его долю.

В первые месяцы войны Серго закончил ускоренные курсы разведшколы, получив радиотехническую специальность, и в последующем выполнил ряд ответственных заданий за рубежом. После войны продолжил учебу, а затем работал в знаменитом КБ-1, где создавал новое оружия – ракетные системы. Здесь дорос до главного конструктора, защитил докторскую…

После известных событий, связанных с осуждением его отца, полтора года провел в тюрьмах. В конце 54-го ему вручили новый паспорт на  имя Сергея Алексеевича Гегечкори и направили в один из «почтовых ящиков» Свердловска на должность рядового инженера. Понятно, что ни о какой протекции и речи не могло идти.

Гегечкори-Берия не пропал. Вопреки всему, довольно быстро вырос до ведущего специалиста, затем перевелся в Киев, где стал Главным конструктором НИИ «Комета».

Итак, о чем же поведал Серго Берия?

Книгу «Мой отец – Лаврентий Берия» он издал в 1994 году. Отдельная большая глава в ней посвящена тайнам советской разведки, причем основное внимание автор уделяет личности Ольги Чеховой.

По мнению С.Берии, советская разведка в Германии добивалась очень весомых результатов. В Москву из немецких источников регулярно поступали ценнейшие документы, вплоть до планов фронтовых операций. «Мы знали о том, что происходит в ставке Гитлера, в Генштабе вермахта, в штабах родов войск», - пишет автор. Другое дело, что отдельные наши военачальники не всегда распоряжались полученными сведениями наилучшим образом.

Одним из наиболее ценных советских агентов в фашистской Германии как раз и была Ольга Чехова.

С.Берию не удивляет тот факт, что в архивах внешней разведки не могут найти документов, подтверждающих агентурную деятельность королевы экрана в Третьем рейхе.

Дело в том, пишет автор, что у отца были особо доверенные агенты, которые не проходили ни по каким картотекам, не числились ни в одном списке. Лаврентий Берия был убежден, что «настоящего нелегала через аппарат пропускать нельзя». Ибо там, где «бухгалтерия», всегда существует вероятность провала, как вследствие предательства, так и в результате роковой случайности. Примеров тому немало – и в НКВД, и в ГРУ.

Лаврентий Берия в течение 15-ти лет, вплоть до расправы над ним, возглавлял совершенно особую структуру – советскую стратегическую разведку, где напрочь отсутствовала какая-либо «бухгалтерия». (Подобная система, когда отдельные агенты не проходили ни по каким бумагам, существовала, между прочим, и у англичан.)

По утверждению автора, агенты советской стратегической разведки составляли особую касту. По сравнению с ними даже такие легендарные личности, как Ким Филби или Рихард Зорге, могут быть отнесены, скорее, к разведчикам второго эшелона. Вряд ли когда-либо мы узнаем их имена, ведь речь идет о фигурах, занимавших подчас ключевые посты в государственном аппарате своих стран. Но свое дело эти сверхзаконспирированные агенты сделали, внеся огромный вклад и в победу над фашизмом, и в добывание атомных секретов, и в другие крупномасштабные тайные операции. Лишь одно имя счел возможным назвать Серго Берия, и это имя – Ольга Чехова.

Косвенные подтверждения этой версии можно найти и в воспоминаниях П.А.Судоплатова, генерал-лейтенанта НКВД, одного из руководителей советских органов госбезопасности.

Но еще нагляднее в пользу сотрудничества О.Чеховой с советской разведкой свидетельствуют некоторые события и факты периода Второй мировой, так или иначе связанные с личностью кинозвезды.

Речь, в частности, идет о подготовке плана убийства Гитлера. Осуществить этот замысел без непосредственного участия в нем знаменитой актрисы было бы просто невозможно. Фюрер так никогда и не узнал, что в течение многих месяцев его жизнь висела на волоске…