Кристин Хармель «Книга утраченных имён»
Невозможно быть теоретиком от войны. Но никому не пожелаешь быть практиком от войны.
Герои «Книги утраченных имён» каждый ведут свою войну. Наравне с главной, со Второй мировой, с борьбой против Гитлера и нацистской Германии, каждый из них отважно и бесстрашно сражается на своём личном фронте.
Еве Траубе - девушке еврейско-польского происхождения, студентке литературного факультета, удалось с матерью сбежать из Парижа в адские дни облавы на евреев, сразу после ночи, когда арестовали и сослали в лагерь её отца, и теперь они - в зоне свободной Франции, но ведь то обман, и нет свободных зон в такое время, и в Ориньоне, маленьком французском городке почти на границе с нейтральной Швейцарией, ведется своя борьба - Ева присоединяется к одной из ячеек Сопротивления и становится одной из главных мастериц по подделке документов сначала для детей-евреев, которых местные жители прячут у себя в домах, чтобы в нужное время переправить их по этим документам в Швейцарию, а потом и для маки, местных партизан, и для борцов Сопротивления, которым нужно много разных документов для прикрытия их опасной деятельности.
Еве сложно с матерью: та ждёт отца, считает, что Ева предала их семью и религию, не спасла отца, а сейчас ещё не только ходит на свою работу в католическую церковь, но и влюбилась в католика. Но как бы ни складывались отношения Евы с матерью, мать - на то и мать, чтобы в самый сложный момент спасти дочь.
Реми работает бок о бок с Евой, и вместе они не только изготавливают документы для детей, зарождая тем самым надежду на будущее, но и придумывают, как зашифровать их прежние имена, тем самым сохраняя этим детям хотя бы крупицу прошлого, чтобы оно не было забыто, чтобы они помнили, откуда их корни и имена. Пусть сейчас эти имена и кажутся утраченными… Они пишут свою книгу-шифр, и благодаря ей, не только у детей продолжится жизнь, но и у них самих всегда будет островок, к которому они смогут возвращаться, даже когда, казалось бы, будут терять друг друга. С книгой начнётся их история, с книгой и закончится. Таким ходом Хармель мастерски обрамила волшебством (причем объяснимым) главную реальную и совсем не волшебную историю - историю семьи, войны и Сопротивления. И история эта основана на реальных событиях.
Священник, булочница, продавец книжного магазина, хозяйка пансиона - все эти простые люди на самом деле оказываются такими смелыми, честными и отважными, что вольно-невольно заставили меня задумываться: а я бы так смогла? Не буду говорить вам ответ. Но ответ был.
Были и предатели. А те, в ком были сомнения, и кто казался врагом, дарили радость самообмана и заставляли в итоге верить в лучшее. Были ли, например, хорошие немцы? Конечно, были. Добра ведь всегда больше, чем зла.
Сегодня Еве 85, она живет в Штатах и работает библиотекарем. И вот однажды она видит фотографию в газете, и на фотографии из Берлинской библиотеки - их с Реми книга, пропавшая с захватом Ориньона нацистами. Книга, в которой зашифрованы имена детей. Книга, которая связывала и их самих. Ева срочно вылетает в Берлин.
С самого начала вы знаете, чем всё закончится. Но знаете ли?
«Книга утраченных имён» периодически отбрасывала меня к «Соловью» Ханны, а того я любила и люблю. Как люблю Францию, народ Франции, язык Франции. А ещё книги. Здесь история про книги. Может ли быть для меня что-то лучше?