Кто на самом деле Зло? Отзыв на роман "Проклятие "Кассиопеи"

Некогда престижный курорт, закрытый из-за жуткого и жестокого убийства, снова распахивает свои двери для отдыхающих. Но не проходит и нескольких дней, как на ухоженной территории начинает твориться что-то пугающее…

Согласитесь, книгу с такой завязкой сложно оставить без внимания – особенно тем, кто любит пощекотать себе нервы ужастиками в духе "Сайлент Хилл". Именно так у меня случилось с "Проклятием "Кассиопеи". Цепляющая аннотация сразу отправила книгу в мою личную библиотеку, ну а завязка из серии "с места в карьер" не оставила произведению никаких шансов быть непрочитанным.

(картинка кликабельна)

Через полвека после массового убийства курорт "Кассиопея" снова открыт и приглашает провести время в уютной и дружелюбной атмосфере. Для 50 первых посетителей – невероятная акция: отдых в шикарном месте всего за 100 долларов с человека. Ну как тут устоять? 

Вот не устояла и Стефани – разведенная женщина средних лет с двумя детьми. Да, действие происходит в США и, кажется, автор умело обыгрывает тут некоторую прижимистость американцев. Поговорку про бесплатный сыр знают все, и предложение отдохнуть за символические даже для РФ деньги сразу попахивает как минимум мошенничеством. Впрочем, сомнения у героини есть, но первые дни на курорте затмевают их. Вежливый персонал, идеально ухоженная территория, роскошные бассейны – ну о чем тут переживать? Разве что о странных звуках, доносящихся с первого этажа коттеджа… Или о том, почему персонал поименно знает гостей, хотя видит их в первый раз. Или о невидимом мальчике, который якобы является детям.

Напряжение нагнетается постепенно. Это тот самый случай, когда монстр появится только в последних главах, а до этого на протяжении чтения вас будут касаться разве что его холодные пальцы. И вот это пугает больше всего. Неизвестность, недосказанность, которые в любом другом жанре раздражали бы, в хорроре играют в плюс. 

Что происходит в "Кассиопее"? 

Этим вопросом задается Стефани, когда один за другим начинают исчезать постояльцы. Как это часто бывает, взрослая женщина гораздо неохотнее верит во всякую мистику, чем ее дети, поэтому ведущая роль в расследовании творящихся ужасов отводится именно детям и подросткам – дочери Стефани Джессике и ее новым друзьям. Из-за этого где-то на середине книга превращается в подростковый триллер, чего лично я не очень люблю – но общая атмосфера жуткой жуткости от этого не страдает. 

В таком смещении есть и еще одна сторона. Мы все привыкли, что дети – более чуткие и нежные, при них нельзя говорить о смерти и разных ужасах. Но когда смерть и ужасы становятся реальностью, а не просто предметом беседы, именно дети первыми понимают и принимают это.

Истинная подоплека происходящего раскроется не сразу, и при этом – с разных точек зрения, что особенно интересно. Множество кусочков паззла постепенно сложатся в единую картину, и наблюдать за этим процессом, участвовать в нем очень увлекательно. Все вопросы получат свои ответы.

В книге присутствует множество вроде бы незначительных, но отлично работающих моментов – например, один из постояльцев возмущается криками в номере под ним, но если бы он только знал, кто там кричит и почему (не хочу спойлерить)… 

Герои – живые, настоящие, им веришь. Они по-настоящему боятся, испытывают отвращение и злость. Им по-настоящему сложно принять ворвавшееся в их жизнь сверхъестественное. Они пытаются справиться обычными методами, которыми справляются с человеческим злом – ругаются, кричат, возмущаются, пытаются уехать, грозятся полицией. И лишь когда все эти методы не дают результата, а дорога, будто закольцованная, снова и снова возвращает их в "Кассиопею", им приходится принять неизбежное.

Кто же на самом деле Зло?

Каждая хорошая книга, на мой взгляд, не просто увлекает и развлекает, но и заставляет о чем-то задуматься. К хоррору это тоже применимо. За что я люблю произведения Кинга – за возможность поразмышлять о том, как люди принимают Зло и Сверхъестественное. В "Проклятии "Кассиопеи" тоже это есть. И автор идет даже дальше – предлагает нам подумать, а кто же на самом деле Зло?

Истории старых ведьм и Паолы заставляют пожалеть несчастных, но чем дальше развиваются события, чем больше людей гибнет, тем меньше остается от этой жалости. До каких пределов возможна месть, где границы оправданного возмездия, и в какой момент несчастный перестает быть несчастным и сам становится Злом?

Да, здесь нетрудно углядеть параллель с тем же Сайлент Хиллом – невинные, которые из-за несправедливости и нечуткости окружающих превращаются в монстров. Концепция "вынужденного зла" лично мне очень близка. При этом текст можно читать и просто как ужастик, особо не задумываясь о таких тонких материях – удовольствие все равно гарантировано. Есть и еще один момент, который напоминает "Сайлент Хилл", и к которому отсылает обложка, но о нем я говорить не буду – просто почитайте.

Что лично мне осталось непонятным – почему курорт назван "Кассиопея"? Какая связь с легендой о царице, прославившейся своим хвастовством? 

Прицепиться в самом стиле изложения могу разве что к смешению времен – местами довольно сложно воспринимать текст из-за того, что в нем могут соседствовать предложения в настоящем и прошедшем времени. В остальном все хорошо.

Итого

Для кого "Проклятие "Кассиопеи"? Для тех, кто любит на ночь побаловать себя по-настоящему жуткой книгой. А еще – для всех, кому близки рассказы о несправедливости и мести, о невинно пострадавших и о тех, кому приходится это расхлебывать. И, несмотря на всю черную безысходность ключевой истории "Кассиопеи", автор все же оставляет надежду – ведь все заслуживают право на искупление.

Вопрос только в его цене – и в том, кому эту цену придется платить. 

Книга доступна по ссылке: https://litmarket.ru/books/proklyatie-kassiopei