Кулак и философия

Из диалогов с журналистами:

-- Вы известны не только как писатели, но и как мастера боевых единоборств, причем практикуете по сей день. Это привычка, потребность, часть образа жизни?

-- Это путь. Он включает в себя и образ жизни, и потребность, и необходимость поддерживать здоровье, и удовольствие, и тяжелый труд. Это стержень, на котором мы держимся. Опять же, когда видишь на тренировке людей, которым уже хорошо за семьдесят, понимаешь, что ты еще очень молод.

-- Приходилось ли применять навыки за пределами татами?

-- Навыки за пределами татами применяются не тогда, когда надо бить кулаком в лицо. Главный навык каратэ – улаживать конфликтную ситуацию, не прибегая к ударам.

-- Мифологизирована ли философия восточных боевых искусств? Грубо говоря, нужно ли, чтобы стать мастером, часами медитировать, глядя в пупок?

-- Если заниматься единоборствами по спортивным методикам (график, чемпионат, медаль, тренерская работа) или, скажем, по армейско-полицейским (формирование практических навыков за кратчайший срок), то философия не нужна и даже вредна. Философия, как система взглядов на жизнь, как способ изменения сознания, необходима в том случае, если ты ставишь во главу угла победу над собой, над ленью, возрастом, болезнями.  Тогда все притчи со временем обретают практический смысл, а медитация становится необходимой частью гармонии духа.

Мастером же можно стать в обоих случаях. Просто цели разные, и мастерство тоже разное.