ЛитРПГ - про Игры, или про простейшее Попаданчество?

Мне, в целом, жанр ЛитПРГ нравился, когда он только набирал обороты. Многое и многое было очень даже интересно читать. Но потом я увидел кое-что, что не является действительностью в игровом пространстве и задумался - а действительно ли повествование происходит в мире Игры? И с этими мыслями я и начал своё жанровое расследование.
Итак. Что же у нас такое за жанр ЛитРПГ?
ЛитРПГ (литературная RPG) — относительно новый поджанр фантастической литературы, основанный на субкультуре популярных ролевых компьютерных игр. Данный жанр описывает как реальность, так и мир компьютерных ролевых игр, вымышленных или реально существующих. В ЛитРПГ делается акцент на игровую составляющую и присутствие информационных технологий не обязательно, либо им отводится второстепенная роль. (с) Википедия
Собственно - ЛитРПГ это про приключения нашего главного героя (и его компании) в компьютерной игре. Чуть позже на странице вики, посвящённой этому жанру, говорится, что игрок при помощи оборудования виртуальной реальности (не обычного домашнего компьютера) входит в игру и далее сюжет развивается в игровом пространстве.
Имхо, тут уместнее термин “видеоигра”, поскольку не компьютерная, но это мелочи, ведь игры на приставки тоже иногда называют компьютерными, хотя приставки не компьютеры.
Итак, сюжет развивается в игровом пространстве (в игре в виртуальной реальности). А что же такое эта самая Компьютерная Игра (ну или Видеоигра)?
Шучу-шучу, спокойно, я не буду вам копипастить цитаты из этой статьи (вру, конечно, буду), я просто оставлю ссылку:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Компьютерная_игра
Но выделю сразу из этой статьи два ключевых момента:
Игра состоит из:
а) Сеттинга - среды, в которой происходит действие компьютерной игры (место, время и условия действия);
б) Геймплея — компонента игры, отвечающего за интерактивное взаимодействие игры и игрока (геймплей описывает, как игрок взаимодействует с игровым миром, как игровой мир реагирует на действия игрока и как определяется набор действий, который предлагает игроку игра).
То есть игровой процесс регулирует то, что мы (игроки) можем и чего мы не можем в Игре, и как Игра на наши действия отвечает/реагирует. А место, время и условия Игры определяют, собственно, как выглядит окружающий нас мир и делают поправку на наши действия.
К примеру, в условиях Средневековья мы не можем сходить по-большому с помощью привычного нам фаянсового друга, поскольку в то время унитазов не существовало и процесс дефекации производили в других отхожих местах).
Казалось бы, всего лишь пойти да погуглить, что такое Игры (если не сталкивался), прежде чем писать ЛитРПГ.
Но нет, у авторов ЛитРПГ на это нет ни времени, ни сил, и потому все авторы, как один, заявляют в произведении, что возможности Игры, в которую играет их главный герой - самые безграничные, ещё более безграничные, чем у других авторов.
И видим мы, как такой вот “абсолютно и фантастически” безграничный геймплей порождает у автора совершенно ручное ездовое/боевое животное вида Огромный Медведь, выкрашенное (животное) в цвета хаки, да с наведёнными белой краской бортовыми номерами боевой машины пехоты (или там бронетранспортёр был?) на боках у этого самого животного. На оригинальном транспортном средстве в своих армейских приключениях катался друг главного героя, и потому, преисполненный чувств, решил воплотить это транспортное средство в игре в виде своего питомца, упомянутого выше медведя.
А теперь хорошенько вдумайтесь и представьте себе ездового медведя цвета хаки, с белыми бортовыми номерами на боках, который ходит по улицам средневекового города.
А теперь ответьте мне, не нарушается ли Сеттинг фэнтезийного средневековья в данном случае?
Зачем вообще нужен этот сеттинг?
А Сеттинг определяет, что именно рисуют, моделируют, прописывают и так далее Разработчики, рекламируют Издатели и выбирают (или не выбирают) Игроки. Сеттинг определяет, какая Целевая Аудитория будет в эту игру играть, какое сложится комьюнити (в том числе большое или маленькое, настроенное положительно или отрицательно к разработчикам). Сеттинг в том числе и даст игрокам понять, какие взаимодействия с окружающим миром здесь предполагаются.
А без сеттинга главный герой фэнтезийного ЛитРПГ-мира может в пустыне среди песков случайно найти неизвестную игре приблуду (созданную другим игроком), которая представляет из себя автомат системы Калашникова. В фэнтезийном мире, напомню. Это второй пример из того же произведения, из которого я взял пример с медведем.
Стали бы вы играть в игру, в которой средневековые меч и магия смешаны с гонками на суперкарах 2020го года выпуска, по лабиринту из папоротниковых джунглей с динозаврами, с головоломками, которые решаются выстрелом из адронного рельсотрона, стреляющего космической тёмной материей? Я бы не стал.
Далее у нас геймплей - то, что мы можем и чего мы не можем делать в Игре.
У другого автора, в другом произведении (тоже фэнтези) один из персонажей использует в одном из боевых столкновений нечто, напоминающее одноразовый реактивный гранатомёт Муха. Данная ракетница (базука, ага), согласно данной информации, есть божественная пчела - часть живого и безумного бога-оазиса. Пчела в пробирке. Которая с бешеной скоростью летит строго вперёд целый километр, а потом сворачивает обратно к своему оазису. Оружие очень дорогое, явно созданное не игроделами-разработчиками, а игроками (создатели не упоминались, инфа не подтверждена) с помощью данных геймплеем умений.
Почему я вижу в этом проблему и нарушение геймплея?
В этом ЛитРПГ в самой Игре на форумах об этой Игре прослеживаются списки игроков и кланов, ранжированных по силе. Это списки так называемых Топов, игроков и кланов, которые лучшие из лучших.
Быть лучшим хочет каждый. А это уже соревновательная составляющая.
А что мы знаем о соревновательных играх? Мы знаем, что существует киберспорт, и в этом киберспорте есть определенный регламент, и в Играх, ориентированных на киберспорт, существует такая штука - БАЛАНС. Это когда ни один из игроков не имеет преимущества перед противниками. Важное уточнение - Игра не даёт такого преимущества.
И как же балансировать такое оружие, которое ракетница из Божественной Пчелы? Оружие не сбалансировано, невозможно предпринять ничего против этого оружия - и это оружие всё ещё существует в Игре? Будет ли играть в Это игрок, зная, что противник может использовать вот такую вундерваффе? Геймплей не сломан? Всё абсолютно честно?
А зачем вообще нужен этот Геймплей?
Википедия на странице Геймплей, в разделе Неопределённость термина говорит нам:
Многие авторы отмечают, что термин «геймплей» расплывчат и допускает широкое толкование. Но вместе с тем они соглашаются в том, что геймплей является «ядром игры» как центральным понятием, определяющим интерактивное взаимодействие игры и игрока. Геймплей представляет собой компонент, который делает эту форму творчества уникальной — без него игра перестаёт быть игрой. (с)
Напомню ещё один китайский раз, Геймплей определяет, что игрок Может и чего он Не Может.
И если игрок может всё, и ничего ему не запрещено - это уже не геймплей. И значит, это уже не Игра. И значит, это уже не ЛитРПГ.
А я ещё в заголовке сравнивал ЛитРПГ с Попаданчеством, помните?
Итак, Попаданцы.
1. Попаданцы это всегда перенос героя в другие условия, не родные для героя, незнакомые ему. Это могут быть и прошлое, и параллельный мир не связанный с нашим, и будущее, и другая вселенная, и попадание в мир игры. Перенос при этом внезапный, не зависящий от желания героя.
Для ЛитРПГ в некоторых случаях тоже может применяться такой приём фантастической литературы. Застревания в играх без возможности выйти в реальный мир, отбывание тюремного срока в виртуальной реальности, прочее.
2. Частный случай (очень распространённый, к слову) - Попаданцы устраивают в новом мире прогрессорскую деятельность, перенося некоторые элементы из своего мира в новое окружение.
Вспоминаем раскрашенного под бронетранспортёр медведя и автомат калашникова в фэнтези-ЛитРПГ мире, да?
3. Попаданец в нашем мире обычно Не является выдающейся личностью, но попав в другой мир оказывается “избран и призван богами для свершения великой миссии” и получает суперспособность (в некоторых случаях целый набор).
В современных ММОРПГ этот сюжет “избрания” и “великой миссии” используется очень часто.
Герой в ЛитРПГ называет эти суперспособности: Заклинания, Умения, Скиллы, Фиты, Каст, Способности, Параметры, Характеристики и прочее и прочее. В отличии от Попаданца, ЛитРПГ’шер может всё это измерить в условных единицах.
4. Поскольку обычный офисный работник или программист в качестве Попаданца может быть не понят какой либо частью аудитории, для этой части аудитории выпускаются произведения с попаданцем типов: уличный бандит/гопник/авторитет/вор-в-законе, сантехник-электрик-уборщик-асфальтоукладчик или другой работник ЖКХ, Майор ВДВ/ГРУ/ФСБ/МВД/ГСНК/МЧС/ГИБДД и какие там ещё майоры бывают.
В ЛитРПГ авторы используют ровно такие же штампы. Как оригинально.
5. Далее - сразу вставкой из Луркоморья:
В любом случае начинающий попаданец быстро прокачивает скиллы рубки мяса мечом, катания на лошади попой, а порой и кидания фаерболов руками (если скиллы уже имелись — радуется возможности реализовать свои наклонности там, где за это ничего не будет), после чего выходит на тропу войны. Отдельный случай — попадает с автоматом Калашникова, после чего несет свет прогресса отсталым народам. (с)
А что же происходит в жанре ЛитРПГ? А вот не поверите - всё то же самое!
И вот у меня вопрос: так чем же всё таки жанр ЛитРПГ отличается от жанра Попаданцев?
Мы можем регулярно наблюдать нарушения Сеттинга Игры, где игроком в фэнтези вносятся элементы, нарушающие образ фэнтези.
Мы можем регулярно наблюдать нарушения Геймплея Игры, в которых игрок создаёт условия (или попадает в эти условия в случае ошибки), дающие нечестное преимущество перед другими игроками.
И при этих наблюдениях лично Я отказываюсь считать это Игрой, поскольку данный (пускай и виртуальный) мир не имеет основных ключевых компонентов, присущих Игре. А потому, на мой взгляд, ЛитРПГ это всего лишь красивая обёртка Попаданчества.
Картинка взята из аниме Логин Горизонт