Лёгкая античность. Государство слагается из отдельных семей
В заголовок поста вынесена цитата древнегреческого философа Аристотеля.
После длительного перерыва возобновляю цикл статей «Лёгкая античность». Как я уже писала современному читателю иногда трудно понять мотивы поступков людей, живших более двух тысячелетий назад. Поэтому сегодня я хочу познакомить читателей с древнегреческим обществом и древнегреческой семьёй.
Из уроков обществознания известно, что семья – это ячейка общества, но мало кто знает, что изначально эта фраза звучала несколько иначе: «Семья – это экономическая ячейка общества». Прежде, чем углубиться во внутрисемейные отношения, предлагаю совершить небольшой экскурс в древнегреческий полис.
Первичное деление людей, населявших города-государства происходило по трём направлениям:
- Граждане полиса;
- Не граждане;
- Рабы.
Рабы не имели никаких прав и находились в полной зависимости от своих хозяев. Не граждане, или метэки, представляли собой группу свободных людей с обязанностями, но без гражданских прав. Метэки в переводе с греческого – переселенцы, то есть люди, переселившиеся в чужой город, где на момент их приезда уже существовала городская община, и вся земля была распределена между её членами. Метэками также называли освобождённых рабов. Браки между метэками и гражданами во многих древнегреческих полисах были запрещены.
Во второй части романа «Факел Геро» господин Идоменей даёт вольную своему управляющему Нисифору. Таким образом бывший раб становится метэком.
Теперь обратимся к социальной группе - граждане полиса. Каждый гражданин полиса являлся собственником, воином и обладателем политических прав. Гражданское население полиса состояло из нескольких общин. Община по-древнегречески – фила. В Херсонесе Таврическом существовало три филы. Население городских общин было представлено потомками людей, основавших город и получивших в нём право владеть землёй.
Каждой филе при закладке города выделялся участок земли, которую члены общины обрабатывали, извлекая из своего труда экономическую выгоду. Земля внутри общины путём жеребьёвки делилась на наделы (клеры). Размер клера на семью (домохозяйство) составлял примерно 4 – 5 гектаров. Со временем из равноправных членов общины выделились крупные собственники, которые скупали землю у своих менее удачливых соплеменников. Выкуп земель происходил строго в рамках общинных земель т. е. чужак не мог приобрести землю у члена общины.
Извиняюсь, если утомила, но все эти нудные объяснения необходимы, чтобы понять - центром мироустройства античного гражданина был земельный надел. Земля обеспечивала статус и благосостояние семьи, и потому всё воспитание гражданина полиса, все его поступки обуславливались этой парадигмой.
Далее филы делились на рода (фратрии), которые состояли из семей. Главой древнегреческой семьи был отец, ему полностью и беспрекословно подчинялись все домочадцы. Сыновьям и дочерям из-под опеки главы семейства можно было выйти в случае женитьбы (с выделением доли) и замужества.
Отец семейства имел право не признавать своего новорождённого ребёнка (существовал определённый ритуал признания/не признания). Также он мог отдавать во временное или постоянное рабство своих детей (со временем, были приняты законы, запрещающие обращать в рабство свободнорождённых граждан полиса).
В случае преждевременной кончины главы семейства все его права переходили старшему, совершеннолетнему родственнику мужского пола, например, сыну. И теперь он получал власть над своими братьями и сёстрами. При отсутствии в семье совершеннолетнего наследника, дела осиротевшего семейства принимал на себя старший в роду - брат усопшего, кузен, племянник и т.д. Если кровные родственники отсутствовали, то заботу о семье брала уже община. В этом была её сила – ни один из членов в трудную минуту не оставался без поддержки. Обратной стороной такой заботы было соблюдение установленных общиной традиций и правил.
Семьи заботились не только о сохранение, но и приращение земель. Этому способствовало заключение близкородственных браков. Не разрешалось женить между собой только единоутробных братьев и сестёр. Дети от разных матерей и одного отца могли стать мужем и женой.
Жениху на момент вступления в брак было около тридцати. Девушка считалась невестой с четырнадцати лет.
Семья в те времена – это прежде всего экономический союз. Во время помолвки обговаривались все нюансы будущей брачной жизни, прежде всего материальные. По результатам обсуждений заключался договор, который подписывался представителями брачующихся. Затем брачный контракт заносился в государственный реестр. Без соблюдения всех этих юридических процедур брак не считался заключённым.
Городская община регулировала рождаемость внутри себя. Ресурсов полиса должно было хватать на всех граждан, поэтому в древнегреческих семьях редко бывало больше двух-трёх детей. При этом, община могла расторгнуть бесплодный брак.
Владение землёй наследовалось исключительно по мужской линии. Женщина могла владеть только тем, что принадлежало лично ей, плюс приданное, которое «она может унести в руках» - движимое имущество. Это значило, что при отсутствии в семье наследника мужского пола права на землю переходили к старшему в роду мужчине, а не к дочери, сестре или вдове.
Необходимость такого закона была обусловлена тем, что частный надел был неотделим от общинной земли, а женщина, выйдя замуж за представителя другой общины должна была, каким-то образом изъять свой надел, чтобы «унести» его в чужую общину.
К вышеизложенному следует добавить, что управляли общиной не таинственные «невидимые отцы». У каждой филы был свой руководитель – филарх, он избирался путём открытого голосования. Кроме этого, ежегодно каждая община выбирала из числа своих членов пятьдесят представителей, которые участвовали в управлении городом.
Подписывайтесь на меня, чтобы не пропустить выхода новых глав романа и статей в блоге. https://litmarket.ru/nata-astrovich-p82037
ФАКЕЛ ГЕРО Часть первая https://litmarket.ru/books/fakel-gero
Часть вторая https://litmarket.ru/books/fakel-gero-3
Часть третья https://litmarket.ru/books/fakel-gero-5