Люси Фоли «Охотничий дом»
Эта книга ждала меня очень долго, несмотря на то, что жила со мной под одной крышей уже года три.
Можете представить себе следующее: две писательницы, не зная друг друга, в разных странах (Англия и Россия), с разницей в два года, пишут герметический детектив с примерно одинаковым сюжетом? То есть настолько с примерно одинаковым, что у обеих 9 друзей снимают дом в горах, чтобы отпраздновать там Новый год, у обеих начинается жуткий снегопад, который парализует движение, и герои теперь отрезаны от внешнего мира, и у обеих в новогоднюю ночь случается труп. А писательницы эти - Люси Фоли и Яна Вагнер. А романы эти - «Охотничий дом» и «Кто не спрятался». Что примечательно: Яна написала свой роман раньше. Собственно его я и прочитала первым. И параллельно с тем, как я читала «Кто не спрятался», мне подарили (по моей же просьбе) «Охотничий дом». Смогла ли я его читать следом? Конечно, нет. С самого начала это была странная затея. Так что отложила до лучших времён. И вот они настали (хорошо бы, не только с книгами).
Лично мне понравились оба (несмотря, например, на диаметрально-противоположные отзывы по «Кто не спрятался»). И да, скорлупа одна, но внутренности - разные. А теперь вернёмся к заявленному роману.
Что такое институтская дружба? (Будем называть её по-нашему, по-советски, ок?) По сути это дружба, вменяемая обстоятельствами, ну, или, если быть более точной, стенами. Особенно, если ты не только в этих стенах учишься, но и живешь. В школе ты ещё можешь выбрать друга по играм, по двору, по хобби, на худой конец - по материальному состоянию твоей семьи (родители тебя научат, не бойся, мозгов-то ещё мало, чтобы откреститься) или, в конце концов, можешь вообще не выбирать, потому как после школы мчишь на доп.кружки, занятия - и там у тебя есть друзья. Во взрослой жизни, уже строя карьеру, ты можешь либо ехать на старом «багаже» в случае его добротности, либо уже ювелирно и тщательно фильтровать потенциальных друзей согласно своим требованиям/интересам/критериям. Но в институте (университете, техникуме, высших школах и пр) - ты обречен. Будь любезен, дружи с теми, кто рядом. Или же просто с теми, кто вместе с тобой бухает. Что собственно одно и то же. А потом, уже после, будешь расхлебывать. Ведь в какой-то момент покажется, что именно эта дружба - на века. И ты, как порядочный человек, ранее «заплативший» энное количество денег за товар бензопила (зачеркнуто) «дружба», честно пытаешься им пользоваться. Да вот только ерунда какая-то… Сложно это. Люди вроде другими стали. Или ты другим (-гой). Не клеится. Расползается по швам. Но ведь было же? Было? Значит, надо заставить себя, стиснув зубы, пытаться продолжать дружить. Даже ценой потерь, ценой правды взамен прошлого притворства, ценой откровений под градусом, ценой … смерти.
Именно так и получается у компании героев романа. Дружат они с Оксфорда, и есть у них традиция: праздновать Новый год вместе. И они празднуют и празднуют, празднуют и празднуют. И уже не хотят, но… празднуют. Только одного заметить не могут: дружба преобразилась. Карета давно превратилась в тыкву. Тыква треснула, и из нее шквалом вылетела куча гнили, обличений, нелицеприятных признаний, измен, обмана. Проходит каких-то пару дней, а у всех уже настроение ниже плинтуса, и лишь одно желание - разъехаться, свернуть эту лавочку, забыть друг друга… Но…снегопад запирает все въезды и выезды, а накал страстей уже не может не дать выхлопа. Точнее выстрела. К тому же в буквальном смысле есть ружьё, а мы-то знаем точно: раз есть, значит, выстрелит. Будут и выстрел, и удар по голове, и удушье. При чём всё это будет в адрес разных людей.
Вот и повествование ведётся от лица разных людей. Лично я такое люблю. Это даёт больше возможности постичь характеры героев, разобраться в том, что у них внутри, взглянуть на мир их глазами, а не только своими (читательскими).
По большому счёту сколь много сходства у обоих детективов (но писала я именно про «Охотничий дом»), столь много и различий. Так что смело можете читать оба.