Магия – и ничего проще

Молодой лондонский журналист Виктор Кэндл получает письмо, подписанное незнакомым женским именем. Некая Бетти Сайзмор просит его срочно прибыть домой – в городок Уэлихолн, где в поместье Крик-Холл живет большая и шумная семья Виктора. Встревоженный предупреждением о том, что "готовится что-то страшное", журналист отправляется в путь – и странности начинаются уже в вагоне поезда…
"Мистер Вечный Канун" – это неспешный и вместе с тем держащий в напряжении роман, от которого очень сложно оторваться. "Всё не то, чем кажется; все не те, кем кажутся". То ли творится какая-то мистика, то ли просто сходишь с ума вместе с героем. Вот это пугает сильнее всего. Куда пропал отец Виктора? Кто такой таинственный Иероним, о котором все знают, но которого никто не видел? Что за проклятья несутся из пустой комнаты?
В какой-то момент странности достигают того уровня, за которым уже перестаешь удивляться. Перестает и Виктор – для него на передний план выходят бытовые вопросы и банальное желание отдохнуть, а всякие там причитающие на ирландском Иарраны Ри пусть подождут.
"И пусть только ирландцу за стеной вздумается поделиться с ним через вытяжку своими соображениями по какому бы то ни было поводу…"
Где-то в середине мы настолько привыкаем к происходящему, что мистическое становится почти обыденным. Секреты вдруг просто и буднично раскрываются в тексте один за другим, но от этого роман отнюдь не теряет привлекательность. Такой переход настолько естественен и грамотно выдержан, что вообще не вызывает диссонанса. Поневоле думаешь – а если бы я оказался среди всякой мистики, наверное, в какой-то момент точно так же привык бы. В конце концов, бесконечно изумляться тоже тяжко, а психика – она одна.
"Милая, книги до добра не доведут, пей лучше шерри"
И книга из полумистической истории превращается в полноценный готический триллер. Сам не замечаешь, как "странности" оборачиваются подлинным колдовством, а ведьмы и потусторонние существа раскрывают свою суть. От подозрений (как может работать радио и холодильник в доме, где нет электричества?) Виктор переходит к уверенности (моя мать – ведьма, потусторонние существа среди нас). А, увидев лицо зла, начинает с ним бороться – в меру своих сил.
Несмотря на колдовскую жуть, книга очень жизненная и близкая. Это не столько про магию, сколько про простые и очень человеческие желания – жить, быть счастливым, любить, властвовать. И все интриги, вся борьба Корделии и Джины за власть, все стремление мистера Ива к бесконечности – тоже об этом. И ничего, что для достижения цели нужно убить сотню-другую людей.
"Зеркало хочет жить, – печально вздохнул Уик, стирая со щеки горячий воск. Ему удалось это сделать лишь со значительной частью самой щеки. – А кто не хочет?.."
В романе очень много всего – не могу сказать "намешано", нет. Соединено. Вначале это словно ворох антикварных вещиц, сваленных в старом шкафу тетушки. Но потом, приглядываясь, ты понимаешь, что у каждой вещицы – своя история и своя полка. Тут и детские переживания брата Виктора – Томми, и колючая вражда между родными сестрами, и любовь, и боль утраты близкого. Много разных персонажей, и для каждого с трепетом и тщательностью выписаны эмоции. И это прекрасно, потому что, читая, проживаешь эти богатейшие калейдоскопы чувств вместе с героями.
Что еще? Написано красиво. Написано ярко, атмосферно, мрачно и выпукло. Настолько, что вдохновляет пойти и тоже что-нибудь такое написать – про замочные скважины в людях, про ожившие фонари и кровожадные пугала…
Весь смысл происходящего раскрывается в самом конце – мы узнаем и о планах Человека в зеленом, и о замысле матери Виктора. Сложнейший клубок интриг, сплетавшихся годами и достигших пика в романе, разматывается настолько стремительно, что оглушает.
Сама концовка… Такая же двойственная, как весь роман. Тут не знаешь, кого любить и кому сочувствовать. Нет однозначных персонажей, которым можно было бы налепить ярлык "главгер" или "главгад". Даже коварный Эвер Ив, даже интриганка Корделия Кэндл поданы так, что им хочется не только оторвать головы, но и перед этим немного посочувствовать.
Кстати об отрывании голов – жести в книге много. В основном она сконцентрирована в концовке, где долго и со смаком описывается финальный бой с порождениями Кануна. Но и на протяжении всего романа порой мелькают сцены, перед которыми хочется вставить предупреждение вроде "слабонервным не читать". Чего стоит хотя бы рассказ Железного Короля.
Искреннюю жалость и тепло вызвали у меня только Клара Кроу и Лукинг Гласс, но, конечно же, именно для этих персонажей все не могло закончиться хорошо. Вот, мол, читатель, тебе ложка дегтя. Не может в таких историях быть безусловного хэппи-энда. И, кажется, не может быть и однозначного конца вообще.
Бойтесь человека в зеленом, мистер Кэндл.
Окунуться в мир хэллоуинской мистики можно здесь >>>