Майкл Суэнвик «”Ничего особенного”, — сказал кот»

К стыду моему, я читала далеко не всю классику фантастики, и до Суэнвика добралась только сейчас. И первой его книгой у меня стал вот этот сборник рассказов.
Я люблю рассказы, и люблю сборники. У «Битлз» когда-то был альбом Magical Mystery Tour, так вот, каждый сборник рассказов — волшебное таинственное путешествие. Никогда не знаешь, сколько будет длиться путь от поворота до поворота, и что ждёт за следующим. Это не стремительное погружение в роман на одном дыхании — именно неторопливое путешествие, с остановками, с обязательным любованием окрестностями.
И вот тут Суэнвик меня поразил, да. Он не пишет рассказы по правилам. То есть, если говорить о сюжетной завершённости, развитии действия и характера, чтобы в начале сюжетная задача — а в конце всем сестрам по серьгам, то у него этого нет. Рассказы у Суэнвика скорее похожи на слепок реальности (иной, разумеется, реальности) — взяли кусок жизни, с множеством ненужных деталей, без особой завязки и развязки, как он есть, и выложили перед читателем.
Но это на первый взгляд. Вскоре обнаружится, что с этими слепками реальности всё не так просто. И смысл в них есть, даже по нескольку пластов в каждом. И ненужные детали на самом деле нужные, просто не работают на историю явно. И то, что в фантастике особенно ценится — идея, и даже больше — борьба идей. И оригинальность мысли — даже на весьма вытоптанных фантастами нивах.
Суэнвик откровенно играет с читателем и почти всегда переигрывает. Он умеет вывернуть рассказ так, как вам и в голову не придёт, вы ждёте от него одно — а получаете совершенно иное. Вроде бы знакомый сюжет начинает выделывать петли и зигзаги. Рассказ, который начинается как историческое фэнтези, оказывается философией в духе Борхеса. Сказка оборачивается постапом. АИ — вариацией (если не сказать фанфиком) на тему «В ожидании Годо». История о том, как одна девочка собралась переиграть дьявола… о, а тут лучше не спойлеритьJ
Всё то, что нам нравилось в старой доброй умной фантастике — и есть этот сборник.
Рассказы, конечно, разные, одни проще, другие сложнее, что-то мне больше запало в душу, что-то меньше. Из того, что запало — ну, к примеру, «Даларнская лошадка», один из самых изящных заходов в постап, какие мне попадались. «Тауни Петтикоутс» — не столь изящный идейно, но весьма увлекательный рассказ о двух обаятельных (и не слишком удачливых) мошенниках в биопанковом мире. «Ибо возлёг я на Камень одиночества и не вернусь уже назад» — горькая история о патриотизме, ксенофобии и цене цивилизации. «От вящей славы Вавилона бежали мы…» — НФ с мощнейшим социально-психологическим подтекстом; если честно, я до сих пор над ним думаю.
Нельзя не упомянуть, что в этом сборнике есть рассказы о России (и достаточно отсылок к ней), поскольку Суэнвик у нас не однажды бывал. И даже в благодарностях упоминается Борис Долинго и Екатеринбург, что отдельно приятно:) Конечно, когда американец пишет о России, всё равно получается Америка:) но тем не менее почитать было любопытно.
Надеюсь, я достаточно живо расписала своё волшебное таинственное путешествие. Если любите непростое чтение — то вот оно. Впрочем, для разгрузки головы тоже подойдёт, написано легко, перевод замечательный — только будьте готовы к тому, что потом в памяти будет всплывать тот или другой рассказ, и вы будете думать над ним… чтоб в конце концов снова всё перечитать.