"Меня не читают". Кто виноват?
На просторах самиздата нередко можно встретить авторов, сетующих на то, что их не читают. Вроде бы, и пишут хорошо, и обложки красивые, и тексты грамотные... а читателей нет. В чем проблема? Попробуем разобраться.
Для начала, рассмотрим такое понятие, как "целевая аудитория" (ЦА). Нет, это не мифический абсолют, гарантирующий большие продажи и бешеную популярность. Выражение "писать в ЦА" многие понимают неверно. На самом деле, целевая аудитория есть у каждого жанра, но какой-то фигурирует в этом списке, и "фанбаза", разумеется, у него больше. Но это не значит, что остальные жанры ее не имеют. Важно понимать, что, пусть сейчас у руля стоят разномастные ЛыРы, это не является гарантией того, что вся страна читает исключительно их. Да, большинство, но не все. Кому-то нравятся детективы, ужасы, философия. Таких людей больше, чем вам кажется, но да - если вы пишете в каком-то из этих жанров, то не ждите мгновенной популярности. Собрать внушительное число поклонников будет труднее, чем авторам, пишущим, например, эротику.
В каком бы жанре вы ни начали творить - вы с первой секунды пишете в ЦА. В свою ЦА, которая существует параллельно остальным. Кто-то заметит именно вашу книгу, и именно она окажется тем, что он ищет. Но, как я уже сказала, на формирование своей фанбазы уйдет много времени, а народ хочет чего? Правильно - всего и сразу. Хочет появиться и с первого дня затмить своей гениальностью сотни авторов, которые пишут уже не первую и не вторую книгу, а также не первый и не второй год нарабатывают ЦА. Нет определенной, простите за тавтологию, ЦА, которая читает абсолютно все книги конкретного жанра. Даже если вы пишете эротику с участием драконов, далеко не факт, что к вам за короткое время нагрянут сотни тысяч читателей. Поэтому глупо считать, что, изменив жанр, вы стопроцентно обеспечите себе известность и хороший заработок. Все равно придется работать. Халявы не будет.
С ЦА, вроде, разобрались, но проблема все еще присутствует. Почему же одних читают запоем, даже если в книгах откровенный бред, а других, талантливых авторов, не замечает даже потенциально их целевая аудитория? Вот несколько убеждений, которыми страдают "нечитаемые" авторы:
Гениям не нужна реклама. Первая и зачастую единственная причина отсутствия читателей - нежелание автора продвигать свое творчество. Написав книгу, он считает, что выполнил миссию, а через время начинает удивляться отсутствию просмотров, лайков, библиотек и комментов. Совершенно искренне восклицает: "Как такое возможно?! Я же написал(а) шедевр, а дифирамбы поют какому-то Васе Пупкину, у которого нет нормального сюжета, еще и полно ошибок!". Возможно, книга Васи, и правда, не ахти, вот только он подсуетился и засунул ее везде, куда только можно: в различные паблики, блогерам, даже оплатил таргет. Итог: к Васе пришли, а вас не заметили. Потому что вы просто выложили никому не известную книгу, сели и принялись ждать отзывов, вместо того, чтобы заявить о себе миру или хотя бы конкретному сайту.
Возьмем для примера компанию Apple и стартап, выпускающий похожую продукцию. Допустим, товары стартаперов лучше и удобнее по многим критериям, но есть проблема: об этой фирме никто не знает. Выпустив новый iPhone, Apple может обойтись даже без впечатляющей рекламной кампании (хотя все равно ее запускает), потому что уже наработала свою базу пользователей. Неизвестный миру конкурент обязан прорекламировать себя масштабно, чтобы привлечь хотя бы несколько клиентов. Пройдет немало времени, пока люди поймут, что его продукция лучше продукции Apple. Но это случится только в том случае, если он будет на виду. Если же тупо впихнет свои телефоны и ноутбуки в магазины, не сопроводив их рекламой, люди пройдут мимо и остановятся у прилавка с проверенной техникой. Никто не догадается, что оставил за спиной шедевр.
Картинка - ничто. Главное - текст. Вы и в магазине так же выбираете незнакомые продукты? Признайтесь честно: кому плевать на фантики при выборе конфет? Если начать рассуждать, то абсолютно каждый придет к выводу, что упаковка не важна. Никто не станет есть фантик - всем интересна конфета. Только почему тогда тысячи дизайнеров лезут из кожи вон, чтобы создать привлекательную обертку? Почему все конфеты не завернуть в одинаковые бумажки, различающиеся только надписями? Или перестать заморачиваться, и ляпнуть на фантик первое попавшееся, необработанное изображение из Гугла? "А нафига париться? Все равно же выбросят!".
С таким же убеждением некоторые авторы выставляют на публику свои книги. Обложка из серии "первый день в Фотошопе", скомканная аннотация, теги не по теме или их отсутствие. "А зачем? Все равно читателям нужен текст, а не вот это вот все". Огорчу - первое впечатление всегда визуальное. Да, читателю не нужна ваша обложка как таковая, но никто в здравом уме не откроет книгу с ужасным оформлением. Причем, понятие "ужасное" - это не вкусовщина, а тот случай, когда все действительно плохо. Кислотные цвета, обрубленные края изображений, нечитаемые шрифты, опять же цвета - на этот раз не сочетающиеся друг с другом. Увидев такое, человек поспешит скорее закрыть страницу. Если не умеете делать обложки - закажите у профи. К слову, простой текст на одноцветном фоне смотрится куда приятнее, чем термоядерный, неумелый коллаж. По поводу аннотаций: иногда нужно потратить не один день, чтобы придумать интересное описание. Не спешите выкладывать книгу сиюминутно. Подумайте, как можно кратко, захватывающе и без спойлеров описать ее содержание. Не ляпайте "сухой" и скучный текст с целью побыстрее выложить. Поспешишь - людей насмешишь.
Мой текст слишком хорош, чтобы вы его понимали. Многие из нас выросли на классической литературе, кто-то продолжает читать ее сейчас. А кто-то старается писать, как любимый мэтр из прошлого. Потрясающе, если у вас получается, но тут есть нюанс: времена изменились, и некоторые каноны ушли в историю. Вы же не станете читать книгу, например, на старославянском. Равно как и написанную в стиле классиков. Почему же тогда до сих пор читаете их самих? Потому, что все те люди писали по канонам своего времени, в своих реалиях. Когда весь мир говорил, думал и жил иначе. Открывая такую книгу, мы словно отправляемся в прошлое - во времена царей, крепостных, бояр и т.д. К новому тысячелетию уклад жизни и стиль письма претерпели немалые изменения. Сейчас даже исторические романы пишутся в стиле, понятном современному поколению. Герои могут общаться устаревшими фразами, но автор описывает их быт привычными словами, значение которых не надо гуглить.
Как бы хорошо вы ни писали, подумайте о том, что читать вас будут не только философы и учителя истории. Вы пишете для людей, живущих в XXI веке, а не в XIX. Многим из них просто тяжело продраться через дебри вашей гениальности, и они закрывают книгу. К тому же, не надо забывать, что все гениальное - просто.
Поблажки для читателей? Обойдутся. Поставив ценник на книгу, некоторые авторы отмахиваются от любой мысли о том, чтобы как-то поощрить читателя. Подарки, промокоды, бесплатные впроцессники, розыгрыши и распродажи - это не для них. "Не разорится со ста рублей. Пусть покупает!" - логика такого автора. В пример обязательно ставится некто, издающийся на бумаге, и звучит саркатический вопрос: "Можешь представить хоть на секунду, что в магазине тебе дадут книгу бесплатно?". Не надо путать магазин бумажных книг с интернет-рынком, где почти каждый желающий может открыть свою "лавку". Пока ваши книги не стоят на прилавках, вы - сетевой автор, а в Сети другие правила. Здесь популярность и продажи зависят не от издателей и спонсоров, а от самих авторов. Поэтому не жадничайте. Лично мне приятно дарить книги увлеченным читателям. Но если вам - нет, то хотя бы сделайте это ради их привлечения.
Конечно, везде встречаются исключения, и, возможно, ничто из перечисленного не имеет сходства с вашими убеждениями. Всегда будут существовать откровенно слабые тексты, нежелание авторов совершенствоваться и банальные неудачи. Встречается и такое, что авторы, вроде бы, делают все для продвижения, а их не читают. Здесь одно объяснение: не той ЦА вы пытаетесь предложить книгу. Поставив из-за одной пикантной сцены тег "эротика", как вариант, популярности не добьетесь, зато вызовите в свой адрес волну негатива со стороны обманутых читателей.
Вас не читают? Проблема, увы, не в читателях, а в вас самих. Сядьте и подумайте: что вы делаете не так? Может, что-то не так с вашими книгами? И что для вас "никто"? Не раз встречала людей с подобными жалобами, у которых на самом деле обнаруживалась пусть не толпа, но группа верных читателей, которые ждут каждую проду и пишут развернутые отзывы. Мне этого вполне хватает, так как убеждена, что важны не цифры, а интерес. Другие могут думать иначе. Если группы вам недостаточно, и мечты все еще о толпе, тогда пора поднять себя с дивана и начать действовать. Реклама, поблажки, а, возможно, и смена жанра - если хотите набрать эту толпу побыстрее. Но писать в угоду большинству читателей я бы не советовала. Каждый автор уникален, и лучше оставить эту уникальность. Вместо того, чтобы удалять прежние работы и высасывать из пальца одинаковые сюжеты про попаданок-нимфоманок, определите свою ЦА и пишите в нее. Жанр "Ужасы", например, никогда не пользовался бешеной популярностью, однако Стивен Кинг сделал на нем имя и неплохие денежки.
Любая цель достижима только в случае, если вы перестанете ждать чуда и начнете работать. Не надейтесь, что кто-то придет и начнет бесплатно рекламировать ваше творчество. Говорите о нем сами, и вас услышат.