Миф о покорности восточных девушек

Непосредственным толчком к написанию этого поста послужило замечание одного пользователя литературного портала Автор Тудей.
Человек высказался по поводу героини моей коротенькой повести "Любить восточную девушку" (правда, саму историю не прочитав), что моя восточная девушка... какая-то не восточная. Мечтает о независимости и самореализации. Родителей не особо-то слушается. И далее по списку.
Комментатора не смутило (вероятно, по причине незнакомства с текстом), что вымышленное мною государство Туркестан - где выросла Данагуль - является вполне себе постиндустриальным. Хотя и цепляется изо всех сил за "традиции предков", "исламские ценности" и проч.
Но да боги с ним - с комментатором. Я ни в коем случае не в обиде. Наоборот, даже благодарен уважаемому гражданину за то, что тот сподвиг меня "родить" пост, который Вы сейчас читаете. Потому что миф о покорности восточных девушек и женщин достоин того, чтобы быть опровергнутым.
Увы, люди у нас представляют Восток эдакой застывшей глыбой. Остающейся неизменной в течение веков и тысяч лет. При этом напрочь игнорируют разнообразие тех обществ и культур, которые достаточно условно объединены под "восточной" вывеской.
Так уж ли схожи Индонезия и Древний Египет?.. То-то и оно.
Больше всего мне смешно, когда на современные Казахстан или Киргизстан, имеющие куда больше точек соприкосновения с РФ или даже США, чем с империей Тимура или Арабским халифатом, упорно наклеивают ярлык "мусульманских стан" и "традиционных исламских обществ".
Употребляющих алкоголь киргизов и казахов я встречал как-то больше, чем читающих и перечитывающих Коран да творящих намаз.
Но поговорим все же о старом - "традиционном" - Востоке. О девушках и женщинах этого самого Востока.
Тут - казалось бы - двух мнений быть не может. В мусульманских обществах дамы - строго блюдя букву шариата - были покорными служанками своих отцов и мужей. И даже мыслями не покидали пределы гарема. В Индии, в Китае - примерно то же самое. Только не по шариату, а по учению брахманов или Конфуция.
Но действительно ли все было так - и только так?..
Приниженное, подчиненное положение женщины во всех или большинстве доиндустриальных классовых обществах (не на Востоке только, но и на Западе) - факт, увы, неоспоримый. И тем не менее...
Тот, кто хоть сколько-нибудь глубоко погружался в вопрос, неизбежно придет к выводу: нигде и никогда отношения мужчина-женщина не укладывались полностью в рамки, заданные духовенством или государственной бюрократией. Не сводились к исполнению религиозных и/или светских законов.
Мир куда сложнее наших представлений о нем. А люди - не роботы, чтобы четко следовать "алгоритмам".
Возвращаемся на Восток.
Ответьте, положа руку на сердце. Неужели на Востоке мужчины не влюблялись в женщин, а женщины - в мужчин?.. А там, где вступил в дело крылатый проказник Амур - на первое место выходят желания или даже прихоти и капризы объекта Вашей горячей страсти, а никак не соблюдение какой-то там строгой морали.
Классическая персидская и тюркская лирическая поэзия (Низами, Саади, Хафиз, Джами, Луфти, Навои...) воспевает жестокую красавицу, помыкающую бедным влюбленным. Как ни "фэнтезийны" эти стихи - за строками корифеям стоит некая реальность. Пронзительные рубаи и газели о муках ревности и боли разлуки не могли бы сложиться в обществе, которое не знало, кто такая "роковая женщина", "сердцеедка" и т.п.
Любовные отношения мужчины/парня с женщиной/девушкой на старом Востоке приводили к тем же коллизиям, что и сегодня: тайные свидания, адюльтер, разрыв с родней, не принявшей Вашу вторую половинку. Сколько вкусных сказок "Тысяча и одной ночи" (зачастую даже без волшебного, мистического элемента) повествуют о таком!..
И это - в обществе с суровыми нравами!..
То есть не все восточные женщины были такими уж покорными овечками. Находились и такие красавицы, которые проявляли волю. Бунтовали ради своей любви. Не боясь чудовищных кар, установленных религией и государством...
Если отвлечься от ареала распространения ислама. Загляните в индийские литературные памятники. Вроде "Семидесяти рассказов попугая" или "Панчатантры".
Да авторы этих историй самыми черными красками рисуют коварных жен-изменщиц, которые будут пострашнее плотоядных демонов-ракшасов!..
Конечно, эти самые краски сгущены. Но дыма без огня ведь не бывает?..
Еще один немецкий бородатый классик от философии (Энгельс) заметил: в патриархальном обществе женщина мстила мужчине за свое рабское положение. Мстила единственным доступным способом: наставляла незадачливому муженьку рога...
Впрочем, образ сильной женщины/девушки в старинной восточной литературе - далеко не всегда отрицательный.
Тут я снова обращаюсь к "Тысячи и одной ночи". Шахразада (сама-то девушка мудрая и волевая) создала целую галерею образов смелых, умных, дальновидных красавиц, которые могут даже верховодить своим парнем/мужчиной.
Оно и не странно: изнеженные своими привилегиями мужчины - даже лучшие представители пола - теряли хватку, смекалку, моральный стержень. Так что решение серьезных дел ложилось на хрупкие женские плечи...
Крайний пример мы видим в истории про Нур ад-дина и Мариам-кушачницу.
Единственное настоящее достоинство пристрастившегося к вину смазливого юнца Нур ад-дина в том, что мальчишка действительно любит свою Мариам. Рабыню, которую купил за последнюю тысячу монет. Ну и да - неутомим в постели...
Но все вопросы разруливает Мариам. Пока Нур ад-дин спит - шьет цветастые кушаки. Продажа которых и позволяет сладкой парочке удержаться наплаву. И даже в кульминации сказки на поле битвы - рубиться с проклятыми франками - выходит Мариам. Пока боящийся крови и насилия молодой господин прячется в сторонке.
Конечно, образ Мариам - гиперболизированный. Но и за ним, как и за менее фантастичными образами (такими, как Анис аль-Джалис - которая тоже рабыня и тоже красавица, но мечом махать не умеет; зато невероятно сообразительна) кроется реальность.
Та самая, которую я уже упомянул.
Сытость, власть и праздность ослабляли мужчину (тут речь - конечно - о мужчинах из правящих или, во всяком случае, зажиточных классов). Если мужчина был человек хороший - становился эдаким котиком или, если повезет, поэтом. Если дрянной человечишка - абьюзером и вообще злодеем.
Тогда как среди женщин находились такие, которые сопротивлялись отупляющему рабству. "Все что нас не убивает - делает нас сильнее". И даже становились хозяйками положения. "Серыми кардиналами" при своих мужчинах...
А что, Друзья, думаете по этому вопросу Вы?..