Мишель Бюсси «Чёрные кувшинки»
В очередной раз убеждаюсь, насколько красиво пишет Бюсси. И я сейчас не о слове и слоге, а об образах и истории. Несмотря на таинственность, запутанность и где-то даже кажущуюся мистику, у него, как у истинного француза всё изысканно и красиво. Женщина, картина, сюжет…
Роман, в котором автор научился управлять временем. Роман - триптих. И только так. Но в итоге … не так.
Мы читаем историю трех женщин, живущих в Живерни, деревне, где жил и умер великий Клод Моне, где всё вертится вокруг него и его картин, где жизнь продолжается только потому, что когда-то он выбрал именно это место: маленькой 11-летней Фанетты, обладающей удивительным художественным даром, замужней красавицы-учительницы Стефани, к ногам которой падают мужские сердца, и старухи-колдуньи, живущей на мельнице, от лица которой частично ведется повествование. Объединяет их не только Живерни, но и произошедшее убийство. И даже не одно.
Каждая из них связана с Моне и его «Кувшинками». Каждая из них или любима, или любит. Каждая из них мечтает вырваться из Живерни. Жизнь каждой из них рано или поздно закончится. Когда-нибудь.
Бюсси потрясающе не повторяется. Он погружает нас в историю, которая запутывает читателя как паутина. И кажется, что из неё уже не выбраться. Но ближе к финалу паутина прорывается, и мы летим с диким ошеломляющим криком вниз. Потому что всё внезапно становится очевидным, хоть и невероятным.
Мне повезло дважды: я уже полюбила Бюсси и я уже любила Моне. Тем, кто равнодушен к художнику и его «Кувшинкам», возможно, будет не столь интересно, но у меня, ребята, даже подложки на столах - это «Кувшинки» Моне, так что в данном случае я обратилась по адресу. Ты тоже начинаешь жить в Живерни. Ты знаешь все улицы, пруд, дом Моне, ты видишь цвета, в которые окрашены здания, ты идешь с экскурсией поклониться жилищу художника. Это всё наяву. И неважно, что время, в которое жил он, и в котором живешь ты, сплелось. Это совершенно нормально, когда в таком месте запутываются во времени.
Автор неподражаем. И дарит нам непредсказуемый финал.