Многотомники. Плюсы и минусы
Большинство книг - однотомники. То есть, история от начала и до конца умещается на 200-400 страницах, и не кочует дальше - в новую книгу. Многие романы объединяются в серии, созданные издательствами или порталами, на которых они публикуются. Взяв однотомные романы определенной тематики у разных авторов, организаторы серии цепляют на них обложки с похожим дизайном и ставят метку: "Отбор", "Магическая Академия", "Современный детектив" и т.д. Каждая серия может содержать десятки книг.
Многотомник - это один роман, растянутый на несколько книг, связанных друг с другом сюжетной линией, персонажами, ключевой идеей и т.д. Как правило, труд принадлежит одному писателю и является частью уже не издательской, а авторской серии. Примеры многотомников: "Гарри Поттер" Джоан Роулинг (7 книг), "Песнь Льда и Огня" Джорджа Мартина (7 книг, и это еще не все); конечно, мой любимый Терри Гудкайнд и его "Меч Истины" (11 книг + спин-оффы). Если поискать, можно найти и более впечатляющие результаты. Теперь главный вопрос: что лучше - однотомник или многотомник?
Многие читатели не любят, когда история тянется из книги в книгу, а конца все не предвидится. И их можно понять. Во-первых, часто авторы просто бросают серии на полпути, внезапно потеряв к ним интерес. Кто из вас смотрел сериалы 90-х, которые могли спокойно оборвать после очередного сезона? Вот, такое же чувство вызывает и "оборванный" роман. Событиям, вроде, еще развиваться, а тайнам раскрываться, но автор больше не хочет писать эту историю. Получается, время - а иногда и деньги, - потрачено зря. Вторая причина - это переливание из пустого в порожнее. Вроде бы, начало бодренькое, а потом начинаются сотни бесполезных диалогов и никаких логики и динамики в сюжете. Опять же аналогия с сериалами: вспомните, сколько действительно крутых проектов было загублено штамповкой 10+ сезонов. Зачастую уже после 5-го смотреть невозможно, но продолжения все снимают и снимают... Точно так же некоторые авторы пишут свои долгоиграющие серии: вроде, уже и говорить не о чем, но то ли хорошо продается, то ли не хочется расставаться с героями, - и вот уже новый том, опять ни о чем конкретно не повествующий.
Однако не все книги такие, и не все авторы выжимают сюжеты из пальца или, наоборот, бросают начатое. Представьте того же "Гарри Поттера" в одном томе. Стала бы эта история такой популярной? Вряд ли. Ну, есть мальчик-волшебник; ну, учится в школе для волшебников; ну, колдует потихоньку да летает на метле. И ЧТО? Борьба со злодеем - так она в каждой книге. Ее можно запихнуть даже в коротенькую сказку. Дети в главных ролях - тоже не ново. Такого добра полно. Что же сделало ГП шедевром? Верно - подробная история его жизни и мира, в котором он живет. Роулинг создала целую вселенную, которую невозможно раскрыть в рамках 300 страниц. Она создала не просто ребенка с даром, а ребенка, который рос, совершенствовался, взрослел и понимал, что этот дар собой представляет. То, что было веселым развлечением в детстве, стало обыденностью и оружием в старшем возрасте. Путь главного героя и его друзей насыщен событиями и размышлениями. Одной книги стало бы мало, чтобы создать весь этот удивительный мир.
Нельзя однозначно сказать, что лучше: однотомник, дилогия или серия романов. Здесь все зависит от истории и желания автора ее рассказывать. У меня почти все книги имеют больше трех томов, и за время, что пишу, я поняла одну вещь: если ты хочешь рассказать о конкретном событии или конкретном герое, не тяни эту историю на 10 книг. Многотомник - это построение мира вокруг главных героев, в первую очередь. У вас может быть один или два ключевых персонажа, но речь в повествовании должна идти не только о них. Пусть они будут в центре, но нельзя забывать и про "массовку", которая довольно немаленькая. Кроме ГГ и их родственников/близких друзей, в авторских сериях присутствуют дальние знакомые, друзья друзей, антагонист со своим разномастным окружением, "случайные прохожие", новые знакомые, домашние животные и т.д. Какая-то из книг может быть полностью посвящена ГГ, а в другой уже речь пойдет о ком-то другом, при этом сам ГГ отойдет на второй план - такое тоже встречается.
Какие правила я вынесла для себя в написании многотомников?
- Завершай историю. Не основную сюжетную ветвь, если планируется продолжение, но ту, которой был посвящен весь том. Например, в начале книги убили подругу главной героини. В конце убийца должен быть вычислен. Или хотя бы пойман главный подозреваемый. В первой главе ГГ влюбились? Пожените их уже в конце! Ну или хоть вместе поселите. Не надо тянуть один и тот же период жизни на 500 томов.
- Нет идей - заканчивай. Планировалось 5 книг, а получилось всего 2? Значит, так нужно. Пусть будет дилогия, зато интересная, чем нудное пятикнижие.
- Новая идея? Записывай! Открою тайну: планируя многотомник, невозможно сказать заранее, сколько в нем будет томов. Нет, конечно, можно прописать на каждый детальный план, но это не спасет от новых идей. В крайнем случае, их можно направить хотя бы на спин-офф.
- Не забывай о деталях. Прорисовать мир, добавить персонажей, помнить о них и не сливать раньше времени - вот, что требует создание многотомника. Вы пишете уже не просто историю, - вы строите особый мир, в котором живут не только главные герои.
- Закончи интересно. Помните, как завершались серии мыльных опер, которые были особенно популярны в 90-х и начале 00-х? Всю серию могло идти соплежуйство, но в конце обязательно будет момент, который встряхнет зрителя и вызовет его интерес смотреть продолжение. В конце каждого тома постарайтесь прописать завлекающий финал, чтобы читателю захотелось читать дальше.
Подводя итог, мы видим, что многотомники имеют свои плюсы (проработанный мир, много героев, подробная история), как и минусы (автору надоело, высасывание сюжета из пальца, игнорирование "левых" персонажей). Поэтому нельзя сказать однозначно, лучше ли они однотомников или хуже. Здесь уже все зависит от автора и читателя. Кто-то не любит длинные истории, кто-то их обожает. Лично я редко берусь читать книгу, у которой не планируется продолжения. Исключение - ужасы. Брожение по дому с привидениями в 10 томах меня бы убило. Фэнтези, наоборот, не воспринимаю в одном томе. Ибо не понимаю, как можно упихать целый мир с его особенностями в несколько сотен страниц. Постап - ну, хотя бы дилогия. Детективы - лучше 1 том. Не люблю, когда убийцу ищут на протяжении нескольких романов; исключение - если в каждом новый преступник и новое дело.
А как у вас обстоят дела с многотомниками? Читаете их? Пишете сами? Или предпочитаете исключительно однотомные произведения?