Мокап и мокап-коллаж: что это за звери и для чего они нужны?

Сегодня существует множество способов рассказать о своей книге в интернете. При этом любой книжный пост — будь то цитата, рекламный блог, статья или критическая заметка, — непременно сопровождается красочным изображением в тему.
Картинки способны не только обратить внимание потенциального читателя на конкретное творение, но и многое поведать о нем еще до того, как любопытный заглянет под обложку.
В качестве сопроводительных иллюстраций широко используются рисунки, фотографии, цифровые коллажи и мокапы, а также то, что я называю мокап-коллажами по причине наличия в этом типе изображения признаков от предыдущих двух категорий.
С рисунками и фото все более чем понятно, а вот с последними давайте разбираться по-порядку.
Итак, в вопросах книжного оформления цифровой коллаж — это изображение, составленное из других изображений или их фрагментов при помощи различных компьютерных программ. Картинки или их части совмещаются, накладываются, «спаиваются» и «склеиваются» друг с другом, давая на выходе совершенно новый результат. Такой коллаж может быть четко структурированным, а может сочетать выбранные элементы в свободной форме.
Рис. 1 — Обычный цифровой коллаж с книжными обложками.
Мокап (от англ. mock-up) есть не что иное, как цифровой макет реального продукта. Мокапы широко используются в дизайне, архитектуре, торговле и производстве, чтобы показать заказчику, как его конечный продукт будет выглядеть в реальной жизни.
Применительно к занимающей нас теме, мокапом является трехмерное изображение книги, созданное на базе ее двухмерных деталей — лицевой обложки и торца (реже — задней обложки). Такой макет для бумажного издания на вид может иметь больший или меньший объем, твердый или мягкий переплет, он может стоять или лежать на полке, быть открытым на нужной странице или парить в воздухе, может быть расположен к смотрящему фронтально или показывать ему корешок, и т.д. Для визуализации «реальной» электронной книги создаются мокапы с изображением компьютера, планшета или телефона, на экране которых видна обложка произведения или фрагмент текста. Книга в глазах смотрящего при этом остается электронной, но визуализируется она через «настоящие» объекты — гаджеты.
Любой макет может быть представлен как сам по себе, на прозрачном фоне, так и являться частью специально подобранной или составленной композиции. И в первом, и во втором случае речь по сути идет о мокапе.
Рис. 2 — Мокап с теми же книгами. Именно при помощи объемных макетов достигается ощущение, что эти бумажные издания на самом деле существуют и лежат на деревянном столе.
Рис. 3 — Еще один вариант мокапа (мокап-коллажа). Помимо книг, на картинке присутствуют и другие «реальные» объекты, что делает ее более убедительной.
Рис. 4 — Примеры мокапов (макетов) без фона для бумажных и электронных книг, а также для универсального постера с обложкой.
Любая картинка, включающая в себя трехмерный макет книги, повсеместно зовется мокапом. Но лично я выделяю макеты на художественно оформленном фоне в отдельную категорию мокап-коллажей. Во-первых, воспринимаются они иначе, позволяют добиться от картинки иного эффекта и могут быть использованы для иных целей, нежели те же самые макеты без фона. А во-вторых, в основе работы над такими картинками — если они созданы и обработаны индивидуально, без использования стандартного шаблона, — лежит общий с коллажированием принцип. В этом случае цифровые «реальные» книги размещаются на индивидуально подобранном и/или составленном под конкретную книгу фоне. Именно такие макеты (мокап-коллажи) рождаются в стенах ECOVERED.
Рис. 5 — Стоковое изображение (мокап) с разными объектами, которое, помимо прочего, можно использовать как фон для композиции с книгой.
Рис. 6 — Мокап-коллаж с электронной книгой на этом фоне.
Таким образом, если базовый цифровой коллаж чаще представляет собой плоскую композицию без объема и перспективы, то мокап и мокап-коллаж задействуют объемные элементы и создают видимость реальности того, что на нем изображено. Порой в своей убедительности они едва ли уступают настоящим фотографиям.
Существует множество платформ, предлагающих авторам скачать или приобрести пакет готовых мокапов, с фоном и без. Пользователь заполучает готовые шаблоны в формате PSD, которые впоследствие самостоятельно укомплектовывает книжной обложкой при помощи Фотошопа.
Каковы плюсы таких шаблонов? Не владея продвинутыми навыками манипуляции и деформации изображений, человек без труда может создать трехмерную картинку с интересующей его книгой.
Каковы минусы? Качественные шаблоны с фоном стоят недешево. При этом пользователю предлагается стандартный набор картинок, который в плане креативности не позволяет прыгнуть выше головы. Без дополнительных усилий в фоторедакторе сделать его уникальным не получится.
Следует заметить, что в России оформление публикаций мокапами только набирает популярность. На сегодняшний день более широко оно представлено на страницах издательств, литературных платформ и магазинов. В то же время в западной практике ему отдают предпочтение не только писатели первой величины, но и большинство начинающих авторов.
А что о таком способе представления книги думаете вы? Приходилось ли вам создавать или использовать мокапы и мокап-коллажи и, если да, то для каких творческих целей?
Делитесь вашими мыслями и опытом к комментариях!
Рис. 7 — Мокап-коллаж бумажной книги, в котором в качестве фона использована сама обложка.
Обложки и ссылки на книги, которые были задействованы для иллюстрации статьи, собраны здесь: https://vk.com/ecovered?z=album-173188418_257656038
Больше примеров мокап-коллажей вы найдете в ленте группы, а также в альбоме по адресу: https://vk.com/ecovered?z=album-173188418_267856055
© ECOVERED Design