"Мой друг бессмертный", рецензия (Ю.Зартайская, "Питерbook")
Рецензия на роман "Мой друг бессмертный"
Проблема литературы для подростков существовала всегда — прежде всего, потому, что всегда существовала проблема подростков. Уже не дети, еще не взрослые, они выросли из сказок и назидательных книжек с картинками, но не доросли до «интеллектуальных бестселлеров» и модных романов. И хотя в свои тринадцать–четырнадцать лет они могут поглощать без разбора все — от «Махабхараты» до «Голубого сала», — иногда им хочется увидеть в книге героев, похожих на самих себя.
Таких, например, как Лешка и Вероника — главные действующие лица романа Анны Гуровой «Мой друг бессмертный».
Это типичные петербургские школьники, которые очень-то не любят читать, порой дерзят родителям и хлопают дверьми, не всегда справедливы в оценках, не упускают случая приврать — или хотя бы приукрасить действительность, могут испугаться или вспылить. Словом, не плоские «положительные герои, очеловеченные отдельными недостатками», а вполне объемные персонажи со сложными характерами. Узнаваемости героев способствует и скрупулезная топографическая привязка — ребята живут в родных до боли районах питерских многоэтажек, учатся в известной на Петроградке пафосной гимназии, ездят от метро «Озерки» к метро «Площадь Александра Невского», гуляют по берегами Суздальских озер … Перемещения героев описаны так четко, что хоть бери в руки карту и секундомер и проверяй маршруты — все сойдется, вплоть до номеров автобусов и трамваев. Но реальность персонажей и окружающего пространства лишь оттеняет невероятность происходящих с ними событий…
Действие закручивается буквально с первой страницы, когда главный герой, выбежав на минутку из дома, попадает под машину. Оказывается, это был не просто несчастный случай, а жертвоприношение, и мальчика продали его же предки, получившие достойный выкуп. От немедленной гибели героя спасает прохожий, по счастливой случайности оказавшийся простым китайским бессмертным, временно проживающим в Петербурге. Вместе с бессмертным питерский подросток будет искать причины случившегося, отправится в гости к предкам в Нижний мир, побывает на дне Суздальского озера у местного водяного, выдержит бой с Холодным демоном и спасет некоего бога... А помогать ему будет дочь этого бога, которая пока не догадывается о том, кто ее отец, живет обычной жизнью двенадцатилетней девочки из неполной и бедной питерской семьи, терпит насмешки и издевательства одноклассников и мечтает стать рок-звездой…
Накручено, конечно, много, но сплетён сюжет искусно и ощущения перегруженности — когда начинаешь путаться в героях и не можешь уследить за происходящим — не возникает. Ритм повествования — живой, энергичный, не отпускающий внимание читателя ни на минуту — хорошо выверен, и моменты напряженного действия органично сменяются временем для выдоха и размышлений. А размышлять героям приходится много — потому что в центре внимания автора события не столько внешние, сколько внутренние. И в этом, на мой взгляд, главное достоинство книги. Потому что внешние события ценны и интересны только в том случае, если они — повод для внутреннего развития, для постижения себя и других.
Двум подросткам (любопытно, что только их внутренний мир перед читателем открыт — остальные персонажи даны исключительно внешне, не в мыслях, а в поступках) все время приходится решать проблемы взаимоотношений с людьми, миром и самими собой. Что делать, когда тебя в школе шпыняют сверстники, а у тебя нет ни денег, чтобы сменить имидж, ни сил, чтобы дать отпор? Как относиться к родителям, которые не стали в жизни такими, какими мы их хотели бы видеть? Как быть, если ты обязан человеку жизнью, но, в принципе, имеешь полное право об этом забыть, ибо ты слаб, беспомощен и вроде бы ничего не можешь сделать? Можно ли найти в себе силы победить (да хотя бы просто не убежать), когда остаешься один на один с противником, чья мощь превосходит всякое воображение? Автор не дает на эти вопросы однозначных ответов – герои решают сами за себя, читатель вправе решить иначе. Отсутствие назидательности и готовых рецептов правильной жизни — еще один большой плюс книги.
Среди явных достоинств я бы еще специально отметила познавательность романа, в котором автор с блеском воплотил неустаревший императив «Развлекая, поучай!» Дело даже не в том, что по ходу событий читателю даются любопытные сведения о даосизме, о картах Таро, об истории основания Петербурга… Главное, что ненавязчиво объясняется метод получения подобных сведений. Герой постоянно пытается сам добыть информацию – и автор подробно разъясняет, как это делается, а потом еще и раскладывает по этапам процесс рассуждений, приводящих к не лишенным логики выводам. Читатель и не заметит, как научится поступать так же, и даже не поймет, откуда к нему пришли подобные умения.
Будь у меня ребенок-подросток, я бы непременно сама купила роман Анны Гуровой и «забыла» где-нибудь на видном месте в квартире. А потом бы не стала ругать чадо за то, что у него до поздней ночи горела в комнате настольная лампа…
Юлия Зартайская для журнала "Питерbook"