Моя бедная маленькая тайна (рецензия Ф. Ахмелюка)

Самый большой вопрос, который вызвала эта книга - это почему автор записывает ее в любовное фэнтези. Ибо от того, что считается любовным фэнтези в самиздате, здесь самое большее процентов пятнадцать. (И нет, это отнюдь не плохо). Но давайте обо всем по порядку.
Тайн в сем сказе, на самом деле, много. Очень много. Думал сначала назвать мешок на нее "Книга тайн", но уже выходил в свое время мешок под названием "Книга таинств", под номером 71, и не стал во избежание путаницы. Да и не так это звучит, как "моя бедная маленькая тайна", как ее обрисовывает - свою тайну - большую и не очень ясно, насколько бедную - главная героиня романа Натальи Царевой "Три глотка одиночества". Который, в общем-то, действительно фэнтези, но скорее городское. Почему - станет ясно чуть ниже.
Впрочем, там вообще все очень туманно. Какие там три глотка, без поллитры не поймешь.
Уже не помню где и кому (может, в комментариях, а может, и в личной переписке) Наталья говорила, что предпочитает трехчастную структуру романа, примером чего эти самые "Три глотка" и являются. Все начинается с душевных метаний некой Анечки, которая по собственной дурости позвонила по некоему подмосковному номеру - как-то не очень заостряется внимание на том, на что именно она соблазнилась при этом, за спасибо такие дела не делаются, вряд ли даже Анечка повелась бы на обещание бессмертия - и оказалась в руках некой группы исследователей. "Им нужен был человек именно с той стадией шизофрении, что была у меня" - вспоминает Анечка в прологе. И дополняет, что ей было, в общем-то, плевать, и она не стала отказываться.
Потом - кратко, вскользь: операция назначена на 18 октября, "что-то пошло не так", вспышки, вспышки, мешанина из воспоминаний. "Я умирала? Да неужто?" - на этом пролог кончается, начинается собственно история. Точнее, ее первая часть. Первый глоток.
Героиня приходит в себя - уже не в больничной палате, а в смутно знакомой комнате смутно знакомой квартиры во вполне ясно знакомом Пскове, вспоминая попутно, что у нее есть сестра по имени Валентина, и что она сейчас в Москве. Выйдя на улицу, натыкается на странного парня, который сам представляется Сергеем, называет ей ее же полное имя - Анна Григорьевна Гольц - и оставляет бумажку с номером телефона, сказав, что сам в скором времени направляется туда же, в столицу. Потом исчезает. И потом лишь упоминает о следе Пурпура на лице нового знакомого.
"Пурпуром" или "Пурпурным миром" Анна окрестила "новый виток своей болезни", как ей поначалу кажется. свои глюки. Конечно, было бы слишком просто, если бы это и впрямь оказались просто глюки, вообще все было бы слишком просто, если бы оказывалось тем, чем казалось, на чем и построена главная интрига. Выше упоминалось, что роман, конечно, фэнтези, но не столько любовное, сколько городское. Вернее, тут даже несколько иная фишка. Фэнтези от фантастики отличается двумя вещами: первая - наличие некой иррациональной, необъяснимой наукой "магии", вторая - отсутствие привязки этой самой магии к законам живой и неживой природы. Грубо говоря, в фэнтези творится необъяснимая антинаучная чушь, которой не может быть никогда (в отличие от фантастики, которая оглядывается на законы физики и прочих естественных наук, и мистики, эксплуатирующей неведомое именно в качестве неведомого, пугающего, необъяснимого с точки зрения законов природы, да и с происхождения далеко не всегда). Но при этом в большинстве фэнтезийных книг так или иначе разъясняется именно в фэнтезийном смысле то или иное деяние или явление. Чтобы создать файербол, нужно произнести заклинание, чтобы открыть сундук с ништяками, нужно ударить по нему заколдованным мечом, и прочее такое... Здесь же эта черта отчуждена от самого сюжета. Никоим образом не показано, как именно осуществляется связь между привычной реальностью и Пурпурным миром (поэтому книга мною отнесена к городскому фэнтези: существует обычный реальный мир с обычными людьми), как именно кастуются магические манипуляции, а мифические существа хоть и присутствуют сами по себе, выведены как нечто... неестественное. Есть в их образах какая-то гротескность. Это особенно забавно показано в сцене, в которой Анна, находясь в Пурпуре, воспользовалась услугами одного из местных постоялых дворов и получила в подарок человекообразного проститута мужского пола. За счет заведения. Которое ее не спросило, нужен ли он ей и до утех ли ей вообще сейчас...
Тем она и оставляет необычное впечатление. Но давайте вернемся к нашим... хомо сапиенсам.
Анна приезжает в Москву, но Валентину не находит. Зато ее находит странный чувак, которого она видела в Пскове, тот самый Сергей, объявляет себя ее телохранителем, они живут вместе на одной квартире, ведут вроде бы ничем не примечательную жизнь обычной пары обычных хомосапиенсов из обычной реальности, ну, за исключением того, что шастают в Пурпур, а потом он таинственно исчезает - успев, впрочем, побывать на одну ночь любовником, и пытаясь его разыскать, шатается по Пурпуру, набредая на замок некой Элеоноры.
С этого момента начинает потихоньку приоткрываться один весьма заезженный ход... конечно же, миров множество, и это в реальности - той, серой, шуршащей, в обычном мире обычных людей, живущих лет по семьдесят, много - по девяносто, работающих в офисах и платящих кредиты, она обычная юная шизофреничка Анечка. А на своем месте она леди Анна Григорьевна Гольц, младший отпрыск большого могущественного рода, в полном - ну, почти - составе сложившего головы в некоей заварухе, суть которой Элеонора ей не раскрывает. "Что осталось от нежной маленькой Анечки?" - вопрошает героиня, вытряхивая все же со временем из Элеоноры краткий рассказ об истории гибели дома Гольц, о межклановой грызне за власть и прочей всей этой пафосной фэнтезийной хрени.
Нет, поймите меня правильно. Ни книгу, ни - в страшном сне не приснится! - ее автора я не ругаю и не кляну. Фэнтезийная хрень названа фэнтезийной хренью потому, что принципиально эта часть книги, если честно, не отличается от того стандартного пафоса, который многие авторы этого направления пытаются запихнуть в сюжет. Большие игры больших людей, резня за престол и право называться легитимным правителем, это вот все. Поэтому и мешок выйдет не самым стандартным. Пересказ сюжета, в обычном случае затрагивающий от тридцати до пятидесяти процентов объема самой книги - чтобы читатель мешка хотя бы имел представление о том, что вообще за книга такая рецензируется в этот раз - именно в этом выпуске съеживается процентов до десяти, ибо как рецензент я специализируюсь все же на реализме и смежных с ним жанрах. Мне не особо интересно распутывать околокоролевские интрижки и оценивать степень их запутанности, (не)логичности и тем более пафосности, сказочности, за которой гоняются, как судак за пескарем, многие авторы и читатели фэнтези (если не вообще все) и которые отталкивают от него меня. Не говорю, что это что-то плохое, просто мне это неинтересно. И посему фэнтези в мешки попадает редко и почти исключительно городское.
Мне все же интересны типажи, и именно на типажах я и намерен сконцентрироваться в конкретно этом случае, и из анализа оных выводить степень социально-культурной ценности этой книги. А она есть.
Так как с интригой в романе все в порядке и даже слишком, позволю себе напихать несколько больше (в количественном отношении, не в долевом) спойлеров, нежели обычно. Суть основной сюжетной линии - наличие у Анечки, законной претендентки на престол в большой стране, конкурентки за этот престол (именно конкурентки). И, как странно бы это ни контрастировало с описанным выше, мужа. Бывшего. Потому-то здесь все не так просто. Не без помощи Элеоноры в середине первой части героиня получает необходимую ей информацию о сестре - точнее, о месте, где ее надлежит искать - но искать ей советуют не саму сестру, а некоего Константина Итрадского, его и только его. Вернувшись в Москву, она находит его резиденцию (именно так, иначе и не скажешь). Находит и самого Итрадского - пелена частичной амнезии спадает, и Анна сама вспоминает, кем ей приходится этот, вне всяких сомнений, могущественный человек. Мужем.
С этого момента начинается "второй глоток", вторая часть, фокальный персонаж меняется: теперь им становится Итрадской. Автор рисует его как могущественного мага в тех параллельных мирах и как сказочно богатого бизнесмена в общечеловечьей реальности.
Как пара они смотрятся, конечно, красиво... даже чисто гипотетически, однако же начинается все со сцены официальной помолвки Итрадского (женатого, кстати) с совсем другой женщиной и продолжается его воспоминаниями об Анечке Гольц. О ее весенних-осенних обострениях, постоянно меняющемся настроении, контрасте ранимости и жестокости - все это, конечно, проскальзывало и в первой части, в первом глотке, но все же. И он не выдержал. А сама Анна пропала, и, кажется, не особо-то ее и искали, тем паче что у Итрадского была на то причина - эта самая другая женщина. Казалось бы, очередной самонадеянный болван взвалил на себя непосильный крест, пытался, честно пытался его тащить, но ничто не вечно. У другой женщины все же нет проблем с головой. Или есть, но совершенно иного рода. Иными словами, их соединению ничто не мешало - ну, кроме Анечки. Было бы слишком просто и пошло объявить виновником всех событий самого Итрадского, и автор этого предусмотрительно и мудро не делает. Нет. Итрадской старается усиленно изображать ферзя (или даже короля, присвоившего себе полномочия ферзя), но им самим двигают не то чтобы прямо как пешкой, но... как слоном самое большее. Ферзи здесь выглядят иначе. Слон, конечно, тоже много чего может, но куда меньше.
Так вот. Типаж. Я обещал типажи. В каком-то смысле "Три глотка одиночества" - книга донельзя женская. Неудивительно само по себе, но удивительно в степени. Здесь не столько сам ракурс показа событий женский - сама история. Главными двигателями сюжета выступают женские персонажи, несмотря на все могущество Итрадского и там и сям, и в тех тонких мирах, и в грубой реальности. Неслучайно на контрасте выведены два контакта, к которым Константин обращается за помощью в поисках Анечки. Начальник личной службы безопасности Ян кое-что может, но это в основном техническое, чисто техническое могущество - везде распихать камеры, направить подчиненных обшарить углы, самому включить режим ищейки - это он может. А вот проникать в более тонкие материи (не путать с вышеупомянутыми тонкими мирами) - нет. Ян выполняет приказы, но сам толком не соображает, что вообще делает и зачем, посему его возможности ограничены, и решающую роль в делах сыграла "давняя знакомая, оказавшая несколько специфических услуг", по имени Вера, которая даже по меркам фэнтезийной книжки слишком уж загадочна как типаж. И именно ее усилиями разматывается полудетективная история, которой кончается второй глоток. А дальше... а дальше будет коктейль, третий глоток. С постоянно меняющимися персонажами: камеру успели прикрепить на лоб матери Константина, Сергею, Анечке, Валентине, кому только не... Ладно, это все техника. Техника исполнения интриги. О ней ниже. Вернемся к типажам.
Как и полагается качественной женской книге и некачественной тоже, в центре истории стоит интриганка. Хитрая, хладнокровная, жестокая интриганка с незаурядными актерскими способностями и умением вертеть людьми, даже когда те считают себя ферзями и королями. В пешку, может, и не превратит, но до слона понизить вполне по силам. И цель интриганки хорошо понятна: вскарабкаться на престол и подол за собой затянуть, чтобы не сдернули. Есть ли смысл подробно исследовать такой типаж персонажа? Не думаю. Тем паче что этого не получится технически сделать без нескольких жирнейших спойлеров, которые испортят даже такую высококонцентрированную в плане интриги книгу.
По правде, интриганок даже две, но ладно. Прочитаете - поймете. И на них два с половиной интригана...
А сама Анечка что же? Да ничего. После некоторых событий она некоторое время ведет себя как эталонный в большинстве культур пример женщины. Не знаю насчет босой и на кухне, но занята она в основном ребенком, который, как выяснилось, у нее тоже имеется, выкинув из головы всякие околопрестольные интрижки. Не то и не до того. Правильно ли поступила она? Как ни странно, с обоих смыслов и да, и нет. Подробный анализ непременно затронет события и превратится в жирный спойлер. Воздержусь, пожалуй. Анечка - ходячий контраст, как и описывал ее Итрадской, комок нервов, шар из двух половинок, меж которыми нет никакого буфера, никакой разделительной полосы. Холодной и безразличной быть она не умеет. Она ничего не оставит просто так. И даже когда она утверждает, что той девочки Анечки уже нет - принципиально-то ничего не меняется... Или нежность, или жгучая жестокость, третьего не дано. И типаж этот представляет собой интерес скорее эстетического свойства, за Анечкой интересно наблюдать главным образом благодаря мастерству автора, скроена и показана она очень правдоподобно. Хотя, есть, наверное, тому еще одна причина - не могло быть в центре такого сюжета иной героини.
А конец там резкий и неожиданный.
Очень обрывистый и резкий. Прямо как у этой рецензии.
Оценка по критериям:
Стиль и слог автора: 12/12. Пяток опечаток на 305 страниц - это дорогого стоит, это раз. Во-вторых, сам слог - сочный, насыщенный художественными приемами и при этом не витиевато-перегруженный, не тяжеловесный. Никакой прохладно-отстраненной от эмоций сухости. Главная героиня - комок эмоций, и книга не может позволить себе быть сухой, иначе это будет не книга, а репортаж. Несколько рваный стиль с короткими абзацами практикуется не на всю длительность книги, а там, где он сам по себе отражает ход мыслей героев, усиливая эффект.
Сюжет: 12/12. Клубок конкретный, любителям раскапывать интриги обязательно читать.
Проработка персонажей: 12/12. Почему я сконцентрировался на типажах? Потому что это и есть главное достоинство, не столько даже сами по себе они, эти типажи, сколько то небрежно-надрывное изящество, с которым автор их рисует слогом, проталкивая кончиком пера прямиком в голову, без долгих перечислений, все на эмоциях и отрывочных впечатлениях и воспоминаниях, они не строятся снизу вверх или сверху вниз, а как будто частями проступают из тьмы. И всегда начиная со взгляда.
Социально-культурная ценность: 7/12. В принципе, краеугольным ее камнем является выведение и разъяснение на конкретных примерах того, что плести интриги нехорошо и может довести до беды. Но, в целом, книга все же больше развлекательного толка. Не легкомысленно-пустая, просто отдаленная от человечьей реальности - хотя все главные персонажи - люди, которым ничто человеческое (не обязательно хорошее) не чуждо.
Обложка и аннотация: 9/12. Лаконичностью своей красивая, влекущая сама по себе, но довольно блеклая при этом обложка - не упрек, скорее так надо. И аннотация - короткая, затрагивающая лишь "затравку" сюжета, его "квестовую", миссионерскую часть. Восстановить память, найти сестру... Сестру-то она нашла, а уж какие там страсти начались позже - аннотация умалчивает. Хорошо это или плохо? Нейтрально. Тем не менее, выглядит она суховато и того накала, что можно увидеть в самой книге, не отражает (поэтому, к слову, и обложка в неярких тонах смотрится не так впечатляюще, как могла бы).
Общая оценка после округления: 10/12. Книга хорошего качества и рекомендуется к прочтению.