Музейные страсти, или Как я придумала Книгу Церемониала

В романе "Возвращение Улисса", который я сейчас выкладываю, назревает конфликт в Музее Уйлоа - единственном во Вселенной месте, где собраны редчайшие реликвии погибшей цивилизации планеты Уйлоа. Часть из них была привезена на планету Тиатара уйлоанцами, бежавщими от катастрофы на звездолете "Солла", другую часть (едва ли не более важную) добыла научная экспедиция, организованная принцем-профессором Ульвеном Киофаром Джеджиддом и его тестем, профессором Лаоном Саонсом. Эта экспедиция и ее роковые последствия описаны в романе "Алуэсса", а читавшие роман "Письма Звёздному императору" уже знают, кто такой Лаон Саонс, и каков был его путь к познанию истинной, неприкрашенной, истории Уйлоанской империи.

В книге "Алуэсса" среди самых сенсационных находок в тайнике императорского дворца на Уйлоа обнаружилась Книга Церемониала. В ней подробно описан распорядок всех ритуалов сакральной "церемонии у очага", не подлежащей разглашению. 

О церемонии у очага речь заходила и в предыдущих книгах, особенно, в книге "Двойное кольцо", но моя героиня, Юлия, не будучи уйлоанкой, не имела права присутствовать на этих обрядах, которые, в силу древних родовых традиций, проводил ее учитель, выдающийся космолингвист Ульвен Киофар Джеджидд. 

Мне казалось, я придумала удачный ход, позволяющий не описывать инопланетные церемонии, а говорить о них крайне туманно, ибо подробно - нельзя, и Юлия, даже будучи допущенной к ним (в книге "Око космоса"), строго соблюдает запрет. 

А Книга Церемониала - ну, надо же было придумать, какие сокровенные документы и артефакты могли храниться в тайнике под священным очагом императорского дворца... И заодно дать понять, что церемонии, проводившиеся на Тиатаре в доме семьи Киофар, сохраняли аутентичность, и здешние потомки императорской династии действительно являлись хранителями этой традиции.

Ничего ужасного, кровавого или шокирующего, там, конечно, не происходило и не могло происходить. И даже религиозный смысл эти церемонии фактически утратили, поскольку изначально подразумевалось, что Император, средоточие света жизнетворной звезды Ассоан, распространяет свою благодать на всех своих родственников, а они - на всех прочих обитателей Уйлоанской империи. Но звезда Ассоан погубила планету, и на Тиатаре эта концепция утратила свою значимость. Осталась лишь объединяющая идея "общего очага". 

Постепенно я поняла, что строгий запрет разглашать церемонию у очага имел свои резоны. Уйлоанцы хотели избежать профанации. Им было невыносимо представить себе, что крайне важные и священные для них слова и действия могут быть извне восприняты как некая этнографическая причуда и фигурировать в ученых трудах инопланетных космоэтнографов в одном ряду с какими-нибудь "дикарскими" обрядами. Уйлоанцы - носители высокоразвитой культуры, среди них немало интеллектуалов, религиозное сознание как таковое им не свойственно, но сакральность церемонии у очага не подлежит никакому сомнению и обсуждению. 

Непосвященным строго запрещалось и присутствовать на ритуалах, и, тем более, прикасаться к священным предметам и к Книге Церемониала. Открывать Книгу и сверяться с нею позволялось только высшим иерофантам. Но хранилась она не в доме семьи Киофар (это частный дом, а не дворец и не музей, там нет строгой охраны), а в специально созданном Музее Уйлоа при Тиатарском межгалактическом университете. Причем находилась книга, как мы бы сказали, в "спецхране", куда имели доступ лишь иерофанты (поэтому и директор Музея обязан был иметь соответствующее посвящение).

И вот вокруг этого артефакта, святая святых уйлоанской цивилизации, начинают разгораться страсти в "Возвращении Улисса".

Когда я придумывала Книгу Церемониала, я еще не знала, чем моя фантазия обернется. Но герои и тексты живут своей жизнью. 

 На картинке к посту - изображение от нейросети Кандинский. Это не Книга Церемониала. Я тоже не буду разглашать уйлоанских тайн.