Мысли вслух.
Я часто слышу много мнений про стоимость книг, про их качество, про содержание и в большинстве своём они весьма противоречивые. В этой статье я хочу поделиться своим виденьем всех этих вопросов.
Я решилась на написание книг в карантин, хотя и раньше были идеи на этот счёт, но они так и остались лежать в закромах разума. База или опыт — это не про меня. Я творческий человек, чем я только не увлекалась в своей жизни, но в литературе нужны весьма специфические навыки, которые я сейчас и стараюсь в себе развить. Есть много профессий, которые так или иначе способствуют развитию необходимых навыков без работы над книгами — это философия, актёрское дело, даже элементарное общение с людьми (проще говоря коммуникативность) и т.д.. То есть, к моменту начала работы над первой книгой, мы приходим с разными навыками. Сейчас самое время выкрикнуть — капитан очевидность, это и так понятно. Но дело не в том с чем мы приходим к данному делу, а в том, как мы развиваем свои навыки на протяжении своей жизни. Я экспериментатор по жизни. Мне нужно провести кучу «опытов», вывести формулу и затем уже применять. По этой причине у меня много бесплатных книг и для меня это нормально. Есть люди, которые получают навыки в общении. Им нужно услышать что это что-то не то, а вот здесь хорошо вышло, т.е. их навык формируется посредством общественного мнения. Есть люди, которые вырабатывают навык количеством работы. Они пишут две, а то и три книги в месяц и тем самым механические движения способствуют обретению необходимого навыка. Это как с получением информации — кто-то воспринимает её на слух через звук, кто-то тактильно и огромная группа визуалов в которой уже тоже есть некоторая градация. Есть и другие способы выработать навыки, но эта статья не об этом. В зависимости от исходной точки, системы формирования навыков и мышления, как раз и формируется оценочная система своей работы. От этой оценки завит стоимость не столько книг, сколько затраченного на них времени. Как я уже написала, «механики» за месяц напишут две-три книги, а те же экспериментаторы одну за пол года или даже год. Колоссальная разница во временных затратах. И если кто-то считает что можно просто перейти в «механики», то вы глубоко ошибаетесь. Я не говорю, что невозможно, но тут есть некоторые особенности. Во-первых, самостоятельно это невозможно сделать. Нужен учитель «механик», который сможет вытянуть на свой уровень. Но это будет тот уровень, где экспериментатор (мне просто проще на нём проводить сравнение), сможет только копировать. Его «сути» в книгах не будет и это очень заметно со стороны. Во-вторых, это прямой путь к выгоранию даже при хорошей популярности. Наш внутренний комфорт зависит от проявления своей сути в реальности. И мы плавно подошли к содержанию.
Очень удобно это рассматривать на примере картин. Первые срисованные работы не воспринимаются как работы художника. Художником, настоящим художником, считается тот, кто имеет свой авторский узнаваемый стиль. Нет смысла придираться к содержанию, когда авторский стиль ещё не сформирован. И мы вновь возвращаемся к навыкам. Стиль не может сформироваться ранее навыков (можете поспорить, но стиль меняется при изменении навыков, а значит нельзя его считать сформировавшимся).
Так же в содержании я хочу отметить жанр. С этим вообще полная неразбериха. Вот честно, даже мне сложно. Сейчас куча жанров и на начальных этапах упаковать своё виденье героев и придуманный мир в какие-то границы не так-то просто. Всё упирается в действие. Что будет происходить в этом мире и с этими героями. Действия придают миру и героям определённые оттенки. Если я спрошу вас какого цвета детектив, ужасы и романтика (самые очевидные), то скорее всего вы выберите коричневую палитру, чёрную и розовую. То есть у целевой аудитории есть определённые ожидания, когда они видят установленный жанр. На это очень сильно повлиял кинематограф, но мы можем принять это лишь как факт и учитывать его при работе.
Так же содержание формируется из ценностей автора. И об этом можно говорить бесконечно, поэтому здесь я выскажусь в общих чертах. У каждого из нас уникальный набор ценностей. Для примера возьмём десять ценностей у автора и читателя. Только представьте, что из этих десяти совпадают только девять, а если учитывать то, что одни и те же ценности не всегда воспринимаются одинаково, то мы получаем в среднем шесть — семь совпадений из десяти. С одной стороны, для автора это может быть плюсом, если он грамотно сыграет на этом контрасте. С другой стороны, если нет совпадений по основополагающим ценностям, то читатель просто не будет это читать. Здесь даже страшно брать примеры, поэтому возьму не такие очевидные. Например, убийства. Есть большая разница в восприятии убийства в детективе, ужасах и боевом фэнтези. Только даже если человек любит головоломки, как в детективе, но не приемлет убийства, и это его базовая ценность, он пройдёт мимо этого произведения, каким бы популярным оно не было. Если человек без ума от драконов, а жизнь не его базовая ценность, то он не расстроиться когда его любимчик съест парочку людей за ужином. И так, есть базовые ценности, которые мы не можем переступить, даже если в произведении есть то, что мы любим.
Осталось качество и это самый спорный вопрос. У каждого из нас свой критерий качества и во многом он формируется из насмотренности, базовых знаний, личных приоритетов. Я не буду здесь говорить о том, как правильно, я хочу чтобы все стремились к лучшему, но не осуждали качество с позиции своих критериев, если, конечно, вас об этом не попросили. Как вы понимаете, всё зависит от выбранных критериев и сюрприз... со временем они могут измениться. Самый яркий пример — раньше не выделяли слова в тексте КРУПНЫМ шрифтом, а сейчас это хоть и спорный момент, но имеет право быть. Мир меняется, люди меняются и нормы тоже неизбежно приходится менять.
В заключении скажу, что нет правильного или не правильного. Нет ничего идеального. Как говорят художники: в нашем мире нет идеально ровных линий. Настоящее имеет изъяны, но именно это дарит миру разнообразие, а нам уникальность. Так что желаю быть настоящими и проявлять в этой реальности свою внутреннюю суть.
С♥ЯА