Нарушившие этику врачи в моих работах - и в нашей жизни
В трёх работах у меня в центре повествования врачи - "(Не) только любовница", "Жена для престижа" и "Неузнанный похититель". И всегда это - доктора, в той или иной степени нарушившие медицинскую этику. В четвёртой работе эта тема эпизодически рассмотрена на примере не врачей, а медсестры - "Зачем ты меня искала?".
Вопрос я подняла потому, что в России - да и за рубежом - это огромная проблема. Ладно Марк Иолковский в "Не только любовнице" - просто поимел бесплодную, замужнюю и вожделеющую его пациентку сразу после приёма в собственной клинике в своём кабинете, где только что консультировал её за её же деньги. Тут, конечно, речь не совсем о его квалификации как врача: он со своей стороны в качестве репродуктолога сделал для неё что мог, а дальше они с Элиной уж в силу обстоятельств воспылали страстью друг к другу. Но обычно читатели не без оснований возмущаются поведением Барбакова из "Престижной жены" и Раткиным из "Похитителя": мол, образы уж слишком гиперболизированы. Однако нет. Если бы!
Описанные ситуации я либо взяла из жизни, либо и впрямь преувеличила истории знакомых - но лишь слегка. Так, например, циничный Барбаков ("Жена для престижа") намеренно причиняет боль своей будущей фиктивной жене, во время сексуальных игр (ха-ха, а у девственницы истерика) втыкая в девушку иголки для иглорефлексотерапии и спьяну вымещая на ней обиду на свою бывшую. Затем от его срывов начинают страдать пациенты - он своим диким ором пугает только что очнувшегося после хирургического вмешательства мужчину. Здесь я описываю то, с чем столкнулась сама: однажды после операции я вышла с абсолютно ясным сознанием из-под наркоза - очень быстро - под безумные вопли врача, который громко ругался со своей женой в операционной над моим распластанным телом. Они переругивались через мой полутруп, заодно - заведующий материл меня на чём свет стоит, чем напугал до состояния ятрогении, потому что я, вне себя от шока и боли, решила, что исход операции страшен, и теперь жизнь моя кончена, остаются считанные минуты, прощай!
Поглощённые ссорой, заведующий отделением и его супруга даже не заметили, что я уже пришла в сознание! При этом истерил и орал заведующий - у него явно случился срыв, а супруга и коллега в одном лице в отчаянии пыталась вразумить его.
Но я собралась с духом, нисколько не растерялась и тогда же немедленно решила, если выживу, отразить это в произведении, пользуясь приёмом, изобретённым великой писательницей Уно Тиё, которой самой довелось немало пережить. Приём этот называется КИКИГАКИ - "услышал - написал": вершина реалистичного повествования. :)))
Оправдан ли подобный срыв Барбакова и то, что он довёл до ятрогении пациента? Нет. Не можешь больше работать, разучился держать себя в руках, выгорел, - уходи. У Евсея большие проблемы и кризис, с которым помогает справиться юная коллега Ирэна - несмотря на то, как он поступил с ней. Слишком уж бедолага заворожена его выдающейся личностью, грандиозностью и масштабом его таланта нейрохирурга. И у Барбакова есть шанс исправиться возле неё. Во всяком случае, мне хочется верить, что больше он не навредит пациентам.
В "Неузнанном похитителе" ситуация стандартная: круговая порука. Знаменитого медика Раткина выгораживают на всех инстанциях, и у главного героя Лепского нет никакой возможности доказать, что Раткин воспользовался своим служебным положением, чтобы... убить. Убить пациентку.
Лепский говорит о Раткине: