Наставник и подмастерье
Насколько это справедливо, не знаю, но со своей стороны заметил клише в историях про пару героев — наставника и его учителя.
Я читал и смотрел далеко не всё на свете, но очень хочется разобраться. Поэтому, если заметили, что я несу пургу, не забудьте мне об этом написать.
Теперь к делу — наставник и его ученик всегда связаны.
Возьмём первый сезон «Метода». Есть Родион Меглин — лучший охотник на маньяков, который работает один и с роду не брал себе стажёров, отшивая следаков с десятками дел за плечами. А есть Есеня Стеклова — 22-летняя выпускница юрфака, которая жаждет найти убийцу матери и успешно набивается в стажёры к Меглину.
Основной мотив Меглина — потенциальная скорая кончина в связи его болезнью. Надо передать опыт, воспитать смену и всё такое. Это объясняет, почему он взял всё-таки стажёра.
Но вот, что объясняет, почему он взял именно Есеню, так это тот факт, что он и есть убийца её матери, которую когда-то любил. Не самый оригинальный и изящный ход, но сделано хорошо.
И вспоминая другие истории, где есть герой-неофит и харизматичный матёрый профессионал на первом плане, я понял, что в каждой из них наставник так или иначе связан со своим учеником.
Возможно, он его настоящий отец. Возможно, он убийца его родителей. Возможно, он когда-то спас маленького героя в детстве и приглядывал за ним с тех пор. Возможно, наставнику предсказано взять героя в ученики. Возможно, наставник просто давний друг семьи. Возможно, наставник сам герой из будущего. И так далее.
Эта пара персонажей никогда не является двумя отдельными людьми, встретившимися волей случай.
Оно и понятно.
Сколько статей и книжек по сценаристике не читал, во всех пишут, что случайностей быть не должно, всё необходимо переплести друг с другом. Так появляется интрига, подтекст, интересные повороты. Это тот самый пример клише, который стал клише потому, что работает.
Но, если честно, не хочу его использоваться. Какое-то внутреннее отторжение. Вот в «Чёрной "Волге"» есть матёрый борец с нечистью и двое безработных пацанов.
Михалыч — наставник, Димон и Серго — дуэт учеников. И логика так и тянет связать их прошлое в узел.
Михалыч знал их родителей? Из-за Михалыча эти двое попали в детдом? У Михалыча какой-то кармической долг перед ними? Может, ему напророчили взять пацанов под крыло?
Какие только варианты в голову не приходили. Но все они какие-то... блёклые, что ли. Не интересные. Не в драматургическом смысле, а мне лично. А иной путь пока мозгов не хватает придумать.
Было бы круто найти историю, где клише наставник-ученик либо отсутствует, либо обыграно иначе, либо вовсе вывернуто наизнанку. Но пока в этом вопросе у меня — глухо.
Может, вы что-то подобное читали или смотрели? А может, вы что-то такое написали?