Наставник и подмастерье

Насколько это справедливо, не знаю, но со своей стороны заметил клише в историях про пару героев — наставника и его учителя. 

Я читал и смотрел далеко не всё на свете, но очень хочется разобраться. Поэтому, если заметили, что я несу пургу, не забудьте мне об этом написать. 

Теперь к делу — наставник и его ученик всегда связаны. 

Возьмём первый сезон «Метода». Есть Родион Меглин — лучший охотник на маньяков, который работает один и с роду не брал себе стажёров, отшивая следаков с десятками дел за плечами. А есть Есеня Стеклова — 22-летняя выпускница юрфака, которая жаждет найти убийцу матери и успешно набивается в стажёры к Меглину. 

Основной мотив Меглина — потенциальная скорая кончина в связи его болезнью. Надо передать опыт, воспитать смену и всё такое. Это объясняет, почему он взял всё-таки стажёра. 

Но вот, что объясняет, почему он взял именно Есеню, так это тот факт, что он и есть убийца её матери, которую когда-то любил. Не самый оригинальный и изящный ход, но сделано хорошо. 

И вспоминая другие истории, где есть герой-неофит и харизматичный матёрый профессионал на первом плане, я понял, что в каждой из них наставник так или иначе связан со своим учеником.

Возможно, он его настоящий отец. Возможно, он убийца его родителей. Возможно, он когда-то спас маленького героя в детстве и приглядывал за ним с тех пор. Возможно, наставнику предсказано взять героя в ученики. Возможно, наставник просто давний друг семьи. Возможно, наставник сам герой из будущего. И так далее. 

Эта пара персонажей никогда не является двумя отдельными людьми, встретившимися волей случай. 

Оно и понятно. 

Сколько статей и книжек по сценаристике не читал, во всех пишут, что случайностей быть не должно, всё необходимо переплести друг с другом. Так появляется интрига, подтекст, интересные повороты. Это тот самый пример клише, который стал клише потому, что работает.

Но, если честно, не хочу его использоваться. Какое-то внутреннее отторжение. Вот в «Чёрной "Волге"» есть матёрый борец с нечистью и двое безработных пацанов

Михалыч — наставник, Димон и Серго — дуэт учеников. И логика так и тянет связать их прошлое в узел. 

Михалыч знал их родителей? Из-за Михалыча эти двое попали в детдом? У Михалыча какой-то кармической долг перед ними? Может, ему напророчили взять пацанов под крыло? 

Какие только варианты в голову не приходили. Но все они какие-то... блёклые, что ли. Не интересные. Не в драматургическом смысле, а мне лично. А иной путь пока мозгов не хватает придумать. 

Было бы круто найти историю, где клише наставник-ученик либо отсутствует, либо обыграно иначе, либо вовсе вывернуто наизнанку. Но пока в этом вопросе у меня — глухо. 

Может, вы что-то подобное читали или смотрели? А может, вы что-то такое написали? 

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий