Не играй в мои игрушки и не писай в мой горшок.

(О фильме «Отряд самоубийц: Миссия навылет», 2021).

Вторая часть франшизы разрабатывалась относительно долго и печально – пять лет. Как всегда происходит в таких случаях, проект оказался ознаменован грандиозной режиссерской и актерской чехардой. Сначала отпал Джокер, поскольку ранее исполнявший его роль Джаред Лето не сумел согласовать свой актерский график с графиком Уилла Смита, который должен был сыграть в фильме, как и в первой части, одну из главных ролей. (Спойлер: Смит в итоге так никого и не сыграл, расписание съемок не позволило; сначала в качестве замены на роль Дэдшота пригласили Идриса Эльбу, а потом создатели и вовсе пришли к выводу, что этому актеру больше к лицу совсем другой главный персонаж - Бладспорт).

Потом из проекта выбыл постановщик первой части Дэвид Эйр, который долго ждал второй части, но в итоге отправился делать другое кино и в 2020 году выпустил сразу два фильма.

Режиссером фильма в итоге был избран Джеймс Ганн – после того, как «Марвел» отстранил его от работы над фильмом «Стражи Галактики 3». Увы, рука режиссера очень чувствуется: на первый «Отряд самоубийц» получившееся похоже мало, а вот на «Стражей Галактики» - в полный рост.

Создается такое странное впечатление, что режиссера заставили делать циничное кровопролитное кино в духе «Пипца» и «Дэдпула», со сценами винопития и табакокурения, в то время как ему всей душой хотелось снимать что-нибудь полудетское плана «Пиратов Карибского моря». И в результате он слепил взрослую циничную ленту средствами кино для детей – сделал тупого, но милого человека-акулу для шестилетних детишек, сделал для них же резинового гигантского монстра экспло-дизайна, от которого за версту несёт дешевой мультипликацией и анилиновыми красками, сделал дурацкого антагониста из новогоднего представления, у которого из лысого черепа во все стороны торчат франкенштейновские электроды, чтобы его было хорошо видно с самых последних рядов, сделал дурацкого члена команды самоубийц, зараженного дурацким инопланетным вирусом, который время от времени вылезает у него на лице огромными разноцветными пятнами (чтобы его, видимо, тоже хорошо было видно с последних рядов арены)…

Последнее прямо как в той телерекламе драже «Скиттлс», где один перец болеет некой «скиттлстрянкой», и зрителям предлагается, вместе с героиней, с удовольствием отпробовать чирьями лезущие из его лица болячки-конфетки. Вот и у члена «Отряда самоубийц» нечто очень похожее – слава богу, этими прыщами он никого не угощает, «цветным горошком» он стреляет по противнику.

В общем, выглядит вторая часть «Отряда» как снятое в семидесятых годах прошлого века экспло «Алиса в стране чудес: порномузыкальная фантазия», которое сделано в лучших традициях советского детского кино вроде «Приключения Буратино» и «Про Красную Шапочку», вот только сказочные персонажи там откровенно и напоказ совокупляются, но в перерывах беспечно распевают детские песенки. Есть в этом что-то неизбывно трогательное.

Вот и новый фильм очень напоминает это старое культовое порно – именно трогательной попыткой сочетать несочетаемое.

В составе Отряда должен был появиться причудливый Мистер Фриз из самого провального фильма о Бэтмене предыдущей франшизы (его еще играл Шварценеггер), а также легендарный Сварщик собак – самый странный злодей DC, вошедший в мемы: он наказывал своих противников тем, что приваривал к их лицам собачьи трупы. В итоге режиссер от этих персонажей отказался; не уверен, что к счастью, ибо и без того члены отряда слишком диковинны и убоги даже для комиксов.

Харли Квинн в исполнении Марго Робби, сделавшая фурор в первой части, вновь имеет здесь актерский бенефис. И поделом. Мы же понимаем, что вторая часть франшизы обязана своим появлением именно ей. «Хищные птицы», где из Харли старательно делали семейного леденцового петушка для всех возрастов, несколько попортили ей хулиганский имидж, но в этом фильме она вновь брутальна по самые разноцветные хвостики (которые, кстати, во второй части куда-то делись вместе с заветной бейсбольной битой, здорово выхолостив образ персонажа), и если в «Птицах» она сбивала полицейских с ног конфетти и потоками краски, то здесь от души убивает армейцев и повстанцев, перерезает им горло и выпускает кишки, как и положено злобной и жестокой Харли Квинн.

В этом фильме она из тех немногочисленных суперзлодеев, которые составляли первый «Отряд самоубийц». (Мелькает еще Капитан Бумеранг, но так, совершенно необязательно). Конечно, дело не в них; зритель на самом деле хочет только Харли (даже не Джокера), идет главным образом на Харли, и её в новом фильме вполне есть. Пару раз она даже выдает очень взрослые, практически тарантиновские приколы. Но все же ее здесь маловато, главный герой другой, основные персонажи тоже другие, а Харли среди них – лишь важный колоритный персонаж второго плана, увы, одна из многих.

Герои, кстати, еще более напоминают капризных детей, нежели в первой части – так и ждешь, что кто-нибудь скажет «Не играй в мои игрушки и не писай в мой горшок». В этот раз им предстоит скатать то ли на острова Карибского бассейна, то ли в Центральную Америку – в общем, в какое-то карликовое недогосударство, где в результате энцадтого военного переворота пришел к власти новый диктатор. Нет, это нормально, демократия для Штатов священна, но не настолько же, чтобы влезать во внутренние дела других стран. Дело в том, что в застенках тирана томится гигантский пришелец – могучее биологическое оружие, способное поработить человечество. С предыдущим диктатором США ради мира на Земле еще как-то ладили, но после смены правительства совершенно необходимо послать в это недогосударство команду злодеев-неудачников, чтобы это опасное оружие у латиносов отобрать. Всего то и делов.

Если в первой части второго фильма среди детского антуража еще как-то можно разглядеть ехидное взрослое кино, то ближе к финалу он превращается в типичный боевик «Марвел» или «DC». Поклонникам средневозрастного кинокомикса смотреть вполне можно, спецэффекты на уровне, экшн тоже, практически как в «Черной вдове». Рекомендую.

Единственная проблема, что титанический антагонист выполнен по всем заветам сериала «Могучие рейнджеры», где исполинских чудовищ изображают люди в аляпистых костюмах. И, собственно, способы борьбы с этим великаном тоже примерно сходны. Если такая полудетская подача для вас не проблема – вполне можно сходить, отчего ж.

Но радоваться этому кину, как поспешно сделали западные кинокритики, я бы всё-таки не стал.

 

Василий Мидянин