Небольшой дайджест на тему срачей о Боллитре и Сетературе 1.

Сохраню для себя. Ну может кому пригодится. Обсуждение об изменении взглядов между двумя постами.

Первый

И кстати - ещё про чтение и электронные книги.
Книги нынче легко доступны. Не секрет. Вот книжка вышла, и даже если её поленились сосканить (кстати, интересно, "Маги" уже есть у пиратов?), то через неделю-две издатель её выкладывает в продажу. Кто-то покупает. Но в общем - книга появляется везде.
И далее начинается смешное.
"Почитал я эту книжку, мрачная мура! Десять страниц только осилил..."
"Не дочитал и первую главу, унылое говно..."
"Скучно, нудно, не зашло, вот лучше пойду другое почитаю..."
То есть подразумевается, что писатель - это такой массовик-затейник по системе "всё включено". Который должен на первой строчке схватить читателя за яйки. Или за сиськи. Крепко. Но ни в коем случае не больно. И поглаживать-почесывать, развлекать. Но ни в коем случае не тревожить, не беспокоить, не утруждать. Не демонстрировать, что он умнее. И чтобы ни в коем случае не заставлял читателя становиться умнее!
Или развлекать, или стебаться над несовершенством мира - поскольку всем приятно убедиться, что мир и в самом деле такой.
Поэтому читатель идёт к авторам, которые удовлетворяют его вкусам.
Я не хочу никого обижать, но вот первые попавшиеся цитаты с первых страниц книг трёх самых популярных авторов сайта "Автортудей". Цитирую в иллюстративных целях.
Кирилл Клеванский. "Дело черного мага. Том второй".
Николай Метельский. "Тень Маски. Книга восьмая".
Иван Шаман. "Империя-1. Страж".
Вот как это развидеть, а? 🙂
Ну и какое отношение это имеет к литературе, кроме использования букв?
Причём я вполне допускаю, что эти ребята могли стать авторами. Но им это уже не нужно. Они гонят проду. А пипл хавает. Происходит закономерное снижение вкусов. Читатель одобрят, автор продолжает.
А ещё двадцать лет назад автора, который так пишет, в клубе любителей фантастики города Нижнемухосранска побили бы ссаными тряпками и отправили читать.
У тех же пиратов лежат горы ворованной, но хорошей фантастики. Нашей и зарубежной. Но "черт возьми, эти глаза были ужасны", "Казуки, канючила Торемазу" и "Они вплотную засели в лесу".
Одно дело, когда в изобилии дешёвого фастфуда люди пренебрегают дорогими ресторанами. Но "чёрт возьми, эти глаза ужасны", теперь у меня такая присказка будет, почему же люди жрут из корыта силос и комбикорм при наличии бесплатного фастфуда и ресторанов? Загадка! 🙂
Вот вам и вся "польза" от пиратских библиотек и сайтов самиздата.
 
 ПОТОМ ЛУКЬЯНЕНКО ПРИХОДИТ САМ В САМИЗДАТ.
 
Второй
Дорогой Имярек, давай признаем честно, когда мы, писатели "девяностых и нулевых", ругаем читателей - мы не правы.
Ругать проще и комфортнее всего. Читают всякую хрень, бояр-аниме (никто так внятно и не сформулировал, что это) и лит-рпг, "попаданцы" - это уже едва ли ни признак интеллектуальной литературы... Гаремники всякие читают! Про то, как Вася Пупкин всех нагнул, победил и поимел - читают!
Нет бы нас, зубров и мастодонтов, акул пера и тигров клавиатуры! Мы же на фестивале в 1994 году получили большую цацку! Её вручал Сам! Блин, так они и этого Самого не читают! Про Стругацких разве что слышали. Стругацкие - они где-то рядом с Жюль Верном. И ещё Лукьяненко где-то там, в тех временах, а он что, живой ещё? Даже пишет? Ух ты, ну надо же...
Ругать читателей просто и комфортно.
А мы-то сами в девяностые как и чего, а?
Не мы ли глумились над советской фантастикой, безнадежно устаревшей? Не нам ли хотелось новенького, свеженького, бодренького? Не мы ли придумывали всякие жанры и формы, все эти "турбореализмы" и прочую фиготень, нужную лишь литературным критикам? Не мы ли радостно сбрасывали идеологические оковы - кровь, кишки, секс, насилие, миры горят, герои блюют, а ну-ка, автор фантастики про атомный трактор, кыш с полок!
Самое смешное, что мы не потеряли "своего читателя". Того, кто "вырос на наших книжках". Он есть, обзавелся семьей, брюшком и вредными привычками. Вот только он в массе своей не читает - не до того. У него жена, дети, ипотека и две работы. А ещё шалит печень и бес в ребро. Не, он иногда почитывает. Но книжки покупать дорого, долго, а в книжных он разве что тетрадки и учебники для детей берёт, дальше отдела канцтоваров не заходит. Он, впрочем, готов почитать с электронной книжки или планшета. Если вдруг ностальгия одолеет или отпуск. Но платить за файлы - это же смешно, он не привык! Он поищет на торренте или через прокси зайдёт к пиратам.
А новый читатель - он есть. Но ему неинтересно читать старпёров, которые мыслями в 90-х годах прошлого века. Он тогда ещё не жил, ему что про попаданца к Ивану Грозному, что про реалии постсоветского пространства.
И начитанность у этого молодого читателя плохая. Потому что в его детстве и юности развлечений был вагон и тележка. Сто каналов ТВ, интернет, игры... И молодой читатель НЕ ЛОВИТ все наши замечательные словесные игры, аллюзии, пасхалки и любимый постмодернизм. Он чувствует, что автор вложил больше, чем понятно ему, но его это не радует, а обижает. И он идёт читать про бояр-аниме. Как по голове бац - и оказался в теле юной вампирши. Это ему прикольно. И нудное описание нравов средневековой Японии или Швеции, которое молодой автор списал с Википедии - ему в кайф, потому что читатель развивается. Он хочет развиваться. Но из первого класса на второй курс университета не прыгнешь, даже если хочется. А твой сложный сюжет и мир, который ты выстраивал десять лет и выстроил к пенсии, он оценить не в состоянии. Хотя он круче, конечно. Но это надо суметь понять.
А ещё этот молодой читатель готов покупать электронные книжки. Он привык покупать музыку, рингтоны, фильмы, всякие электронные ключи. Ему не в западлу. Но у него в голове есть четкое понимание того, что электронная книга должна стоить примерно столько, сколько автор получил бы в обычном издательстве... ну, пусть по максимуму. Допустим, он даже готов заплатить доллар. Два - не готов. Десять баксов за бумагу - тем более. Он искренне не понимает, в чем кайф бумаги и ему негде её хранить.
И ему нужны от книги те же самые вещи, что были читателю нужны всегда - эмоции и знания. Он хочет, чтобы его развлекали и не против при этом узнать что-то новое. Он решительно не хочет, чтобы героя, в котором он видит себя, унижали, наклоняли и чморили. С ним это регулярно делают в жизни - начальники, преподаватели, родители и даже ровесники, которые покруче.
Молодой читатель избавлен от мазохизма нашего поколения, когда мы читали (нет, я лично - не читал) как всё плохо и кивали головой: "Ну да, ну да, всё так и есть! Плохо! И будет ещё хуже!"
Ему хочется прочитать, что всё хорошо. Непременно будет хорошо. И у него будут три девчонки - блондинка, рыжая и вампирша. Будут бегать за ним как кошки, без трусов и с горящими глазами. Или будут три красавца - блондин, аристократ и оборотень. И все будут вздыхать и домогаться.
А всех врагов он с презрением победит.
Вы сами это читали в юности, только в несколько более занудном или целомудренном изложении. Но именно это, а не про сталеваров на Марсе или изобретение бульдозера на солнечной энергии.
А сейчас вы мрачно смотрите на свою аудиторию, которая вас любит, но не очень-то читает. И на чужую, которая читает всякое говно. И бормочете: "Да я бы написал такое одной левой, но мараться и опускаться не хочется... я же писатель, а не графоман..."
Ну так возьми и напиши.
Не хочется? Ну так не пиши. И не ной. Пиши для души, для вечности, вечность обязательно оценит. Выкладывай в сеть.
Хочется читателей и гонораров?
Пиши то, что читают.
И не ной, что не хочется опускаться. Ты не опускайся, блин! Ты к себе подними. Не дави сходу запасом знаний и чужих прочитанных книг. У тебя из развлечений была только библиотека и два канала ТВ. Ты и читал с утра до ночи. Молодец, но такого уже нет и больше никогда не будет. Делай то, что читают, но делай качественно. Если ты профи, конечно. А если для вечности - так вот она, вечность в виде интернета, вокруг тебя.
Ты писатель-фантаст, ты привык быть неполноценным в глазах "Большой Литературы", но любимым читателями. Так и осталось, только со стороны читателя порог сместился. Для читателя ты где-то в "Боллитре", занудливый и слишком умный. Для Боллитры ты всё равно фантаст, что-то вроде клоуна в уличном балагане.
Иди и пиши.
Пиши то, что читают. Говори о том, что интересно читателю, а не тебе. Завяжи разговор, заинтересуй. Когда-то ты это умел, верно?
...А в том, что виноваты читатели - я согласен, конечно. И ещё во всём виноват Лукьяненко. Я знаю. Я даже не удивляюсь, когда узнаю через третьи рты и уши это мнение коллег и друзей, с которыми мы родом из девяностых годов прошлого века. На этом и сойдёмся. Неправильные читатели, неправильный Лукьяненко и неправильный мёд.
Но я что-то разболтался, а мне работать надо. Я не пишу для вечности. Мне интересно для читателя. Ты присоединяйся, если что. Там и впрямь нужны хорошие авторы, а ты же умел. Ты же профи.
 
 

Противостояние

С возникновением интернета, и особенно платных площадок для выкладки электронных текстов со временем нарастало противостояние номер ДВА - литература против сетературы. С одной стороны я вижу невероятную безграмотную графомань, написанную абсолютно убогим языком, но которую читают и покупают. А с другой вижу бумажные книги, выпускаемые серьёзными издательствами, которые по качеству от сетературной графомани не отличаются ничем. Потому что любое современное издательство сегодня - это коммерческое предприятие. Для которого главное - это прибыль. Неважно, какое бы ни было дерьмо, если оно покупается, то его будут издавать. 

И вот теперь мы плавно подходим к противостоянию номер ТРИ - ТЫ ИЛИ ПИШЕШЬ ДЛЯ ДУШИ, ИЛИ ПОДСТРАИВАЕШЬСЯ ПОД ЦА. Вот представьте себе, что на АТ пришёл МТА. Молодой, по-настоящему Талантливый Автор, без всякого язвительного глума. И наткнулся на блог того же Щепетнова, который давно стал образцом дурнописия. Проблема в том, что ремесленники-деляги, вроде Щепетнова, принижают всех остальных, кто не такой, как они. Талант у него и рядом не ночевал, сплошной изврат с почесушками подростковых комплексов, пишет он откровенно плохо, и всегда так писал, но гонору и самомнения у него столько, что даже мне не снилось. Придёт новый молодой автор на АТ, почитает блоги вот таких щепетновых да лукьяненков, посмотрит то, что висит в "Популярном", полистает книжки Топов. И решит, что только так писать и надо, кому нужен этот талант, главное - бабло и ублажать чаяния своей ЦА. Что нужно подстраиваться под запросы, рубить в маркетинге и рекламе, шарить в трендах, выкладывать проду быстро и много, писать не отдельные книги, а сразу сериал. И тогда будет ему счастье и бабло рекой. И всё, пропал подающий надежды молодой автор, из которого мог бы вырасти второй Желязны, Гаррисон, или Пратчетт, и появилась очередная серая посредственность, коих десятки и сотни тысяч. 

И предвосхищая выкрики из подворотен от своих любимых хейтеров на тему "Ой, да кто бы говорил!". Я прекрасно знаю свой уровень. Я не пишу литературные шедевры, я пишу обычное развлекательное фэнтези. И в моём гардеробе нет белого пальто. Я просто констатирую факт. Благо, что он виден

И предвосхищая выкрики из подворотен от своих любимых хейтеров на тему "Ой, да кто бы говорил!". Я прекрасно знаю свой уровень. Я не пишу литературные шедевры, я пишу обычное развлекательное фэнтези. И в моём гардеробе нет белого пальто. Я просто констатирую факт. Благо, что он виден невооружённым взглядом. 

Ну и мораль сей басни такова: за что боролись, на то и напоролись. И литература и сетература превратилась в ресторанных халдеев, живущих по принципу "чего изволите?". Есть запрос, есть и предложение. Коммерциализация всего и вся привела к закономерному результату. Получите и распишитесь.

Лукьяненко был прав

Автор: Алексей Калинин  21 декабря 2019 

Сейчас столько собралось постов о бурлении масс, что хочется просто выйти на балкон и прокричать пролетающей мимо вороне: "За-дол-ба-ли!!!" Может быть и сделаю так, надеюсь, что ворону не хватит Кондрашка. Но сейчас не об этом, а о том моменте, которые упускают из вида, обидевшись на пренебрежительный тон по отношению к самиздату.

Я согласен с Сергеем Лукьяненко в таком вопросе, цитирую: "...подразумевается, что писатель - это такой массовик-затейник по системе "всё включено". Который должен на первой строчке схватить читателя за яйки. Или за сиськи. Крепко. Но ни в коем случае не больно. И поглаживать-почесывать, развлекать. Но ни в коем случае не тревожить, не беспокоить, не утруждать. Не демонстрировать, что он умнее. И чтобы ни в коем случае не заставлял читателя становиться умнее!"

На розовом портале отключили розыгрыши промокодов потому, что читатель ничего не должен делать! Да, понятно, что розыгрышами завалили все блоги, был такой косяк, но на то промокоды и были созданы, чтобы поощрять читателей к прочтению. Этот пример лишнее подтверждение тому, что читателя надо развлекать и быть для него исключительно производителем развлечений.

А разве автор должен таким быть? Или всё-таки постараться донести до читателя свои мысли? Разве должен только гарцевать на потеху толпы?

Сетевые авторы оскорбились, когда их назвали "фастфудом"... Да, причесали всех под одну гребенку, поэтому обидно и тем, кто набивает килознаки, и тем, кто старается придумать новую изящную метафору. Оскорбились, но где-то в глубине души осталось то, что называется досадой. Досадой на то, что Лукьяненко прав.

Может нужно признаться хотя бы себе, что писателем может стать каждый, даже "Великий и ужасный Рыбаченко", стоит только найти хорошего маркетолога и гнать проду на радость людям? 

(Нет, с Олегом Павловичем я всё-таки погорячился)🙂 

Завлечь рекламой, яркой картинкой, ежедневными продами можно многих читателей. Но будет ли толк, когда при такой скорости теряется качество? 

Как говорил товарищ Райкин: "Мне за что деньги платят? За коликчество! А кто платить будет за какчество?" 

Вот и получается, что количеством компенсируем качество. Понятно, что многие сейчас зарабатывают именно авторскими гонорарами и жадному читателю нужно больше и больше. Но... Опять это гнилое "но"! Читатель может съесть очередную книгу и не подавиться один раз, может съесть второй, но в итоге читатель наедается и уходит. Забывает сетевого автора навсегда. А вот Лукьяненко помнят. Пусть он и оказался слаб для сетевого читателя, но его помнят!

У меня всё. Пойду сторожить пролетающую ворону.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий