Небольшой дайджест на тему срачей о Боллитре и Сетературе 1.
Сохраню для себя. Ну может кому пригодится. Обсуждение об изменении взглядов между двумя постами.
Первый
Противостояние
С возникновением интернета, и особенно платных площадок для выкладки электронных текстов со временем нарастало противостояние номер ДВА - литература против сетературы. С одной стороны я вижу невероятную безграмотную графомань, написанную абсолютно убогим языком, но которую читают и покупают. А с другой вижу бумажные книги, выпускаемые серьёзными издательствами, которые по качеству от сетературной графомани не отличаются ничем. Потому что любое современное издательство сегодня - это коммерческое предприятие. Для которого главное - это прибыль. Неважно, какое бы ни было дерьмо, если оно покупается, то его будут издавать.
И вот теперь мы плавно подходим к противостоянию номер ТРИ - ТЫ ИЛИ ПИШЕШЬ ДЛЯ ДУШИ, ИЛИ ПОДСТРАИВАЕШЬСЯ ПОД ЦА. Вот представьте себе, что на АТ пришёл МТА. Молодой, по-настоящему Талантливый Автор, без всякого язвительного глума. И наткнулся на блог того же Щепетнова, который давно стал образцом дурнописия. Проблема в том, что ремесленники-деляги, вроде Щепетнова, принижают всех остальных, кто не такой, как они. Талант у него и рядом не ночевал, сплошной изврат с почесушками подростковых комплексов, пишет он откровенно плохо, и всегда так писал, но гонору и самомнения у него столько, что даже мне не снилось. Придёт новый молодой автор на АТ, почитает блоги вот таких щепетновых да лукьяненков, посмотрит то, что висит в "Популярном", полистает книжки Топов. И решит, что только так писать и надо, кому нужен этот талант, главное - бабло и ублажать чаяния своей ЦА. Что нужно подстраиваться под запросы, рубить в маркетинге и рекламе, шарить в трендах, выкладывать проду быстро и много, писать не отдельные книги, а сразу сериал. И тогда будет ему счастье и бабло рекой. И всё, пропал подающий надежды молодой автор, из которого мог бы вырасти второй Желязны, Гаррисон, или Пратчетт, и появилась очередная серая посредственность, коих десятки и сотни тысяч.
И предвосхищая выкрики из подворотен от своих любимых хейтеров на тему "Ой, да кто бы говорил!". Я прекрасно знаю свой уровень. Я не пишу литературные шедевры, я пишу обычное развлекательное фэнтези. И в моём гардеробе нет белого пальто. Я просто констатирую факт. Благо, что он виден
И предвосхищая выкрики из подворотен от своих любимых хейтеров на тему "Ой, да кто бы говорил!". Я прекрасно знаю свой уровень. Я не пишу литературные шедевры, я пишу обычное развлекательное фэнтези. И в моём гардеробе нет белого пальто. Я просто констатирую факт. Благо, что он виден невооружённым взглядом.
Ну и мораль сей басни такова: за что боролись, на то и напоролись. И литература и сетература превратилась в ресторанных халдеев, живущих по принципу "чего изволите?". Есть запрос, есть и предложение. Коммерциализация всего и вся привела к закономерному результату. Получите и распишитесь.
Лукьяненко был прав
Автор: Алексей Калинин 21 декабря 2019Сейчас столько собралось постов о бурлении масс, что хочется просто выйти на балкон и прокричать пролетающей мимо вороне: "За-дол-ба-ли!!!" Может быть и сделаю так, надеюсь, что ворону не хватит Кондрашка. Но сейчас не об этом, а о том моменте, которые упускают из вида, обидевшись на пренебрежительный тон по отношению к самиздату.
Я согласен с Сергеем Лукьяненко в таком вопросе, цитирую: "...подразумевается, что писатель - это такой массовик-затейник по системе "всё включено". Который должен на первой строчке схватить читателя за яйки. Или за сиськи. Крепко. Но ни в коем случае не больно. И поглаживать-почесывать, развлекать. Но ни в коем случае не тревожить, не беспокоить, не утруждать. Не демонстрировать, что он умнее. И чтобы ни в коем случае не заставлял читателя становиться умнее!"
На розовом портале отключили розыгрыши промокодов потому, что читатель ничего не должен делать! Да, понятно, что розыгрышами завалили все блоги, был такой косяк, но на то промокоды и были созданы, чтобы поощрять читателей к прочтению. Этот пример лишнее подтверждение тому, что читателя надо развлекать и быть для него исключительно производителем развлечений.
А разве автор должен таким быть? Или всё-таки постараться донести до читателя свои мысли? Разве должен только гарцевать на потеху толпы?
Сетевые авторы оскорбились, когда их назвали "фастфудом"... Да, причесали всех под одну гребенку, поэтому обидно и тем, кто набивает килознаки, и тем, кто старается придумать новую изящную метафору. Оскорбились, но где-то в глубине души осталось то, что называется досадой. Досадой на то, что Лукьяненко прав.
Может нужно признаться хотя бы себе, что писателем может стать каждый, даже "Великий и ужасный Рыбаченко", стоит только найти хорошего маркетолога и гнать проду на радость людям?
(Нет, с Олегом Павловичем я всё-таки погорячился)
Завлечь рекламой, яркой картинкой, ежедневными продами можно многих читателей. Но будет ли толк, когда при такой скорости теряется качество?
Как говорил товарищ Райкин: "Мне за что деньги платят? За коликчество! А кто платить будет за какчество?"
Вот и получается, что количеством компенсируем качество. Понятно, что многие сейчас зарабатывают именно авторскими гонорарами и жадному читателю нужно больше и больше. Но... Опять это гнилое "но"! Читатель может съесть очередную книгу и не подавиться один раз, может съесть второй, но в итоге читатель наедается и уходит. Забывает сетевого автора навсегда. А вот Лукьяненко помнят. Пусть он и оказался слаб для сетевого читателя, но его помнят!
У меня всё. Пойду сторожить пролетающую ворону.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ