Незабвенное. Сквозь сумрак к свету

Ровно шесть лет назад, в ночь на 22 ноября 2015 года, была подорвана ЛЭП в Херсонской области. В тот день весь Крым погрузился во тьму и наступил, так называемый "блэкаут". Мне довелось быть свидетелем этих исторических для полуострова событий. До сих пор помню всеобщее замешательство. Можете ли вы только представить себе, чтобы целый регион в миг был обесточен? Это не то, что у вас в квартире/доме выключили свет.

Больницы остались без электроэнергии, у людей на "аппаратах" и в реанимациях практически не было шансов. Что чувствовал хирург и персонал, когда в процессе операции всё погрузилось в мрак? А родственники пациентов? Университеты, школы, детские сады - все социальные объекты не могли функционировать. А обычные жители? Нет Интернета, мобильная связь не работает - никто не мог понять, что случилось, надолго ли это и как теперь жить. Ощущение будто все попали в постапокалиптический фильм. Только наяву. Со всеми проблемами, жертвами и последствиями. Неработающие магазины, холодильники, кассы. Как питаться, греться? Транспорт встал, заправки не работали. Топливо выдавалось только "избранным". Конечно, Москва быстро отреагировала, прислали "десант" политиков и спасателей. В Крыму был введён режим ЧС. Отдать должное, социальные и инфраструктурные объекты были очень оперативно подключены к альтернативным источникам энергоснабжения. Собственная генерация позволила частично "вернуть жизнь" в самые важные и социально значимые сферы. В огромном количестве были закуплены и завезены топливные генераторы. Паника пошла на спад. Жителям выдавали одеяла, продукты первой необходимости, свечи. До сих пор помню, как мы за день объехали 128 домов, встречались с испуганными жильцами, рассказывая последние новости о том, что их не бросили на произвол судьбы, что в срочном порядке строятся ТЭС и ЛЭП и электроснабжение скоро восстановится. Больнее всего было видеть инвалидов и людей преклонного возраста, которые с перепугу прятались, не хотели принимать "дары". Особое внимание уделялось, как раз таки, самым незащищённым.

Помню, как мы приехали к одной малообеспеченной многодетной семье. Непутёвые родители-алкоголики и четверо маленьких деток. Муж, не понимая, что происходит, набросился на нас с ножом. Благо, его быстро утихомирили. Мы только было начали свою "речь", как его супруга стала выхватывать и прятать продукты. Дети лишь смотрели своими огромными голодными глазами. Босые, в грязной порванной одёжке, которая их совсем не грела, они забились в уголок, все, как один обнимая друг друга и исцарапанные голые коленки. Безмолвные, истощённые. Конечно, блэкаут здесь не при чём. Они так и жили. Как миллионы подобных семей по всему миру. Пронзительная нищета всегда трогала моё сердце. С щемящим чувством в груди, я дала им печенье. Мать выхватила коробку и деткам осталось всего три печенюшки на четверых. Как дикие зверьки, малыши накинулись на них, кроша и отнимая друг у друга. Но всё также безмолвно. Только их тихие возгласы, без слов, звучали громче, чем крики родителей-алкоголиков. Детки старательно собирали все обронённые крошечки с пола. В тот момент, я впервые обрадовалась "блэкауту". Благодаря нему, у этих детей будет еда и одеяла. Но позже, вспомнил про пациентов больниц, долго ругала себя за поспешные выводы. К тому времени, почти все социальные объекты работали от альтернативных источников, но те, кто уже пострадал вряд ли смогут забыть 22 ноября.

Хотелось бы выразить благодарность всем, кто спасал жителей Крыма в те смутные  дни, вернул им электроснабжение, помогал физически и материально. Я не застала весь "блэкаут", потому что меньше чем через неделю уехала в другой субъект, но и в моей памяти эти дни останутся навсегда. Стоит также отметить, как сплотился весь народ. Люди, словно стали добрее и вспомнили понятия гуманизма, взаимопомощи и поддержки. Когда полуостров окутал мрак, достаточно было лучика света в сердцах людей, чтобы его развеять и вселить надежду.