Нутан

Я не знаю, как вам, но, когда я узнала такую актрису как Нутан и чуть позже прочитала о ней как о величайшей актрисе индийского кино, я была… в замешательстве. Потому как особой и какой-то выдающейся игры не заметила. Вот Наргиз, ее сестра Тануджа, Мала Сингха действительно трогали мое сердце, а Нутан… Хотя, возможно, мне не повезло с фильмами, и они оказались однообразными. Это были «Гаури», «Деви», «Неприкасаемая», «Любовница мужа» и  «Торговец». Но, как говорится, сколько людей, столько и мнений. Попробую скомпановать то, что мне удалось о ней найти. Кому будет интересно, посмотрите, ее фильмы и решите все сами. Итак…

Нутан, несомненно, была одной из выразительных актрис, которых когда-либо видел индийский кинематограф. Она была той редкой актрисой, которая могла одним только мимолетным взглядом или жестом передать больше, чем большинство актеров, даже имея в своем распоряжении убедительные диалоги.

Великая Лата Мангешкар много раз выделяла Нутан как единственную героиню, которой искренне веришь, что именно она поет все песни в фильме. Нутан, к слову, и сама была прекрасной певицей и даже пела собственные песни в фильме «Чхабили» (1960).

Кинодинастия с почти вековой историей: Самарт-Мукерджи

Нынешнее поколение — это Каджол, Таниша, Рани и Аян Мукерджи, Маниш Бехл, а также Адитья Чопра и Аджай Девган по браку. Предыдущее поколение: Тануджа, Нутан, Шому, Джой Мукерджи и Деб Мукерджи. А до этого были Шобхна Самарт, Налини Джайвант и Сашадхар Мукерджи. К ним также можно отнести семейство Гангули (которые известны под фамилией Кумар: Ашок, Кишор и Ануп). Их сестра была замужем за Сашадхаром Мукерджи. И, наконец, на вершине генеалогического древа находится Раттан Бай.

Раттан Бай появилась на свет 15 июля 1890 года. Она была красивой и очень богатой девушкой из высшего общества с удивительным певческим талантом. Ее выдали замуж за пожилого мужчину, Прабхакара Шилотри. Он был намного старше ее, зато неприлично богат и уважаем среди людей. Но британское правительство его недолюбливало, поскольку подозревало Прабхакара в спонсировании подпольного антибританского движения. Семье стала грозить реальная опасность и Роттанг была вынуждена собирать дочь, деньги и уехать в другой город.

Муж скончался, когда их единственной дочери было 15. Овдовевшая Раттан Бай начала работать в киноиндустрии. Ее приняли с распростертыми объятиями, так как в то время только появились звуковые фильмы и отрасль остро нуждалась в певицах. Карьера Раттан Бай была короткой. Ее практически не вспоминают, и даже обычно путают с более известной актрисой Раттанбай — игравшей в ту же эпоху и носившей такое же имя. Но ее дочь, целеустремленная и волевая Шобхна, была совсем другой.

После смерти отца Шобхна с матерью жили у ее консервативного дяди — брата матери. Он запрещал Шобхане играть в театральной труппе колледжа и часто кричал на молодую племянницу, что не потерпит актрисы в доме. В итоге, не выдержав упреков, Раттан Бай оставила дом брата. Спустя 10 лет этот консервативный дядюшка получил возмездие, когда его собственная дочь Налини Джайвант сбежала от родных, чтобы стать актрисой.

Шобхана Самарт рано вышла замуж. Ее муж, Кумарсен Самарт был из хорошей семьи, учился заграницей и собирался начать карьеру в Бомбее. Когда Шобхна впервые его увидела, то задала всего один вопрос: «Вы согласны, что я буду играть в кино после замужества?» — Конечно. — ответил он. Я сам надеюсь работать в кино. Так они и поженились. Свой первый фильм Шобхана сняла в 19 лет, уже будучи беременной их первой дочерью Нутан. В браке были взлеты и падения. В конце 1930-х годов популярность Самарт начала набирать обороты.

Она была одной из первых экранных версий «Ситы» и зрители просто обожали ее пару с Премом Адибом. После рождения Нутан она решила повременить с детьми, потому что все свободное время отнимали съемки. Отношения с мужем портились. Он не мог принять ее успех, ревновал. Шобхана любила мужчин и не видела проблем в том, чтобы подружиться с коллегами и вместе проводить время на съемочной площадке. Она флиртовала, но все еще была с мужем и пыталась родить сына. Сын получился с четвертой попытки, после рождения трех дочерей: Нутан, Тануджи и Чатуры.

А потом она от Прабхакара устала и они расстались. У Шобханы была карьера и дети, и по ее словам муж был ей не нужен. В одном из своих интервью она откровенно призналась: «Мы становились все дальше и дальше друг от друга. Зачем жить вместе и трепать нервы? Я образована и могу содержать себя и заниматься любимым делом. При этом иметь гораздо большую свободу, чем любая другая женщина моего сословия. У меня теперь 3 дочери и сын, зачем мне муж?» Да, ей было гораздо веселее иметь парня, поэтому она завела роман с актером Мотилалом. Мотилал, к слову, состоял в серьезных отношениях с другой актрисой, Надирой. Они не были женаты, но жили вместе.

 

Шобхана Самарт, мать Нутан, была первой «настоящей» звездой семьи Самарт-Мукерджи. Ее мать, Раттан Бай, снялась в нескольких фильмах, чтобы хватало на аренду жилья, но Шобхана отнеслась к актерскому мастерству серьезно и создала свой собственный продюсерский дом, став режиссером. Тем не менее, это не мешало ему также жить с Шобханой. Последнюю все более, чем устраивало. Она имела свой дом, свои деньги и принимала собственные решения. А если Мотилал был не согласен в чем-то, то это его проблемы. Шобхана стала продюсером в 1950 году, в возрасте 34 лет, чтобы запустить свою старшую дочь, 14-летнюю Нутан. Она также стала режиссером фильма с незамысловатым названием «Наша дочь». И Мотилал внес свой вклад в семью, сыграв в фильме отца Нутан.

Шобхна сняла всего несколько фильмов, в основном для успешного запуска своих дочерей, сначала Нутан, а затем Тануджи. Она продолжала работать до 60 лет. Если помните, то мать Шобханы была певицей, а отец банкиром, поэтому Самарт не только зарабатывала деньги, но и умела грамотно ими распоряжаться. Каждому из детей она купила по квартире и загородному дому и сама жила в отдельном особняке. Она прожила до 2000 года, достаточно долго, чтобы увидеть, как ее дети и внуки добились успеха. И увидеть смерть своей старшей дочери в 1991 году.

Свою первую дочь Нутан Шобхана родила в 19 лет. Сама же, будучи еще молодой, начала играть на экране роли матерей. Нутан родилась 4 июня 1936 года в Бомбее и была старшей из четырех детей режиссера и поэта Кумарсена Самарта и актрисы Шобханы Самарт.

Ее тетя (двоюродная сестра матери) Налини Джайвант также была известной актрисой, которую Дилип Кумар считал величайшей актрисой, с которой он когда-либо работал.

Среди ее младших братьев и сестер Тануджа тоже будет сниматься в кино и сделает достаточно успешную собственную карьеру.

Нутан учили катхаку с самого раннего детства и в два с половиной года она уже выступала перед зрителями! Когда девочке было четыре года, подруга матери сказала ей, что она не годится для сцены, так как слишком «страшненькая». Вспоминая инцидент в интервью, Нутан сказала:

«Мне было очень больно! Но мама утешила меня и сказала: «Воспринимай это как комплимент. Гадкий утенок всегда превращается в прекрасного лебедя».

Это меня успокоило, и всякий раз, когда кто-нибудь задевал мою внешность, я отвечала: «Подождите и увидите. Когда я вырасту, буду такой же красивой, как мама».

Ее мать, к которой она чувствовала большую привязанность в годы своего взросления, всегда поддерживала Нутан и заложила в дочери девиз:

«Всегда держись подальше от трех вещей — ревности, неудовлетворенности и комплексов, и ты будешь счастлива всю жизнь».

Не обращая внимания на едкое замечание подруги или бесчувственных родственников, которые считали Нутан слишком худой, когда она росла, Шобхана Самарт представила ее как героиню в своем фильме «Наша дочь / Hamari Beti» (1950).

Однажды девочка сопровождала маму на съемки и великий режиссер К. Асиф, увидев девочку, тут же предложил ей роль. Тогда Шобхана решила, а почему бы самой не снять фильм и не представить дочь?

Фильм провалился, но Нутан оказала положительное влияние на публику и киноиндустрию. Затем последовали такие фильмы, как «Светильник должен гореть» (1951) и «Нагина» (1951), которые оказались успешными и направили Нутан на ее путь.

По иронии, фильм «Нагина» получил сертификат «Только для взрослых», что означало, что Нутан, которой еще не исполнилось 18 лет, нельзя было допустить в кинотеатр для просмотра собственного фильма!

Да, Нутан стала звездой, но было еще слишком рано оценивать, насколько хороша она как актриса.

В августе 1951 года был запущен фильм «Шиква» режиссера Рамеша Сайгала. В фильме она сыграла в паре с Дилипом Кумаром, и это был единственный раз, когда они снимались вместе в молодости.

К сожалению, фильм так и не был завершен, но оставшиеся редкие кадры предполагают, что он вполне мог стать знаковым фильмом для них обоих.

Вслед за этими проектами Нутан забросали предложениями, но по-прежнему считали слишком худой, чтобы добиться успеха в качестве актрисы. Сама Нутан рассказала, что в Болливуде про нее ходила шутка, что если вы хотите нарисовать Нутан — просто проведите прямую линию!

Затем мать заставила ее взять творческий отпуск и отправила учиться в Швейцарию -

«Год, который я провела в Швейцарии, был самым счастливым в моей жизни! Я могла играть, учиться, быть свободной и наверстывать упущенное.

Я закончила курсы секретаря и этот навык не раз пригодился мне в жизни. Я печатаю на машинке, веду бухгалтерский учет, все налоговые дела и делопроизводство, необходимые для того, чтобы мои деньги оставались в порядке.

Я выучила французский, на котором все еще могу говорить и писать. Когда я вернулась в Индию, то была на 18 килограмм тяжелее, и тогда началась прекрасная фаза».

Прекрасный лебедь Нутан вернулась в кино и, наконец, получила большое признание с ролью в фильме Амии Чакраварти «Сима» (1955).

У Нутан была уникальная способность полностью отдаваться роли, так что нельзя было сказать, где заканчивается персонаж и начинается актриса. И да, это уникальное качество унаследовала ее племянница Каджол. Однако Нутан отличалась от Каджол, потому что всегда хотела большего. В одном из своих интервью Шобхана сказала, что Нутан была единственной актрисой в семье Самарт, которая действительно работала над актерским мастерством, изучала его, хотела быть лучше. У нее сложились особые отношения с режиссером Бималом Роем, который страдал перфекционизмом в двойной степени. Ее глубокая, мощная игра заслуженно принесла ей премию Filmfare за лучшую женскую роль — ее первую награду. Помимо ее потрясающего исполнения, изюминкой фильма является классическая песня «Man Mohana», идеально спетая Латой Мангешкар.

После «Симы» Нутан стала считаться одной из лучших актрис хинди-кинематографа и, безусловно, одной из самых выдающихся.

В своих следующих проектах она проявила большую разноплановость. Будь то беззаботная комедия вроде «Постояльца» (1957) или драма Бимала Роя о кастовой системе «Неприкасаемая» (1959).

Нутан везде была бесподобна.

За «Неприкасаемую», где она сыграла роль неприкасаемой девушки, воспитанной в семье высшей касты, Нутан заслуженно получила свою вторую премию Filmfare за лучшую женскую роль.

Сразу после этого Бимал Рой и Нутан вновь собрались вместе, чтобы снять фильм «Заключенная».

Проект был запущен в производство в 1960 году, однако именно в то время Нутан узнала, что беременна. За год до этого она вышла замуж за морского офицера, лейтенанта Раджниша Бахла.

Режиссер, который просто не мог представить себе, как снимать фильм без Нутан, сказал ей, что с радостью подождет, пока у нее родится ребенок. И только когда малыш подрастет, он заново начнет фильм.

Затем Нутан сделала небольшой перерыв и родила сына Мониша. Он - ее единственный ребенок и стал известным актером в киноиндустрии хинди.

А ведь раньше в индустрии актрисы должны были соответствовать правилам: играть в кино для «развлечения» зрителей, а затем прекращать работать сразу после замужества, став преданной женой и матерью.

Бимал Рой не зря ждал актрису. В «Заключенной» Нутан, возможно, сыграла свою лучшую роль. Это, безусловно, одно из величайших выступлений в истории индийского кино.

В фильме рассказывается история заключенной по имени Кальяни, обвиняемой в убийстве. Ее история, рассказанная в воспоминаниях с ее точки зрения, демонстрирует сильную внутреннюю эмоциональность и душевные потрясения героини.

В фильме Бимал красиво использует образы и звук, чтобы передать настроение. Сидя в углу своей серой мрачной камеры напротив высокой стены тюрьмы, она слышит копыта лошади, уносящей вдаль человека, который любил ее и обещал ей лучшую жизнь.

Ее мастерское выступление принесло ей еще одну премию Filmfare за лучшую женскую роль — ее третью.

В интервью ее мужа, которое он давал уже после смерти Нутан, он рассказывал о том, как они встретились, как он за ней ухаживал и как она любила ездить на его вечно ломающейся машине и ходить на свидания в кино, как и любая другая девушка. Он, на самом деле, не знал, насколько она знаменита и успешна, ему просто нравилось быть с ней. Раджниш признался, что до женитьбы даже не видел ни одного фильма с ее участием. Но после свадьбы они ходили смотреть каждый ее фильм в кинотеатре. Ходили в обычные, городские и Нутан никогда не надевала бурку. Она просто изменяла походку, манеры и движения, и ее вообще никто не узнавал! Вот это называется Актриса с Большой буквы! Как и Каджол, у которое после замужества и рождения детей произошло замедление, но не уход из индустрии. И точно так же, как Каджол, Нутан выиграла 5 наград FilmFare. Этот рекорд держался 30 лет, пока Каджол не повторила его в 2011 году, выиграв трофей за фильм «Меня зовут Кхан».

Карьера Нутан ярко блистала на протяжении 1960-х и 1970-х годов благодаря отличным выступлениям в таких фильмах, как «Свидание» (1967) — еще одна награда Filmfare за лучшую женскую роль, «Сарасвати и Чандра» (1968) «Торговец» (1973) с восходящей звездой Амитабхом Баччаном, «Любовь, которая не умерла» (1978), «Кастури» (1978) и «Внебрачный сын» (1978).

Последний фильм, наиболее удачно снятый Раджем Кхослой, она несет полностью на своих плечах, несмотря на то, что все симпатии были, скорее, на стороне любовницы (Аша Парех), чем к жены (Нутан). Это было еще одно выступление Нутан, отмеченное наградами.

Однако постепенно Нутан стали предлагать только роли матерей. За исключением «Невинной жертвы» (1985) ни один из ее более поздних проектов даже отдаленно не имел глубокой прорисовки роли.

Тем не менее, она приложила много сил и достоинства даже к своим материнским ролям. Вы никогда не сможете придраться к ее игре, хотя большинство фильмов были ни о чем.

В личной жизни у Нутан были свои потрясения. В 1970-х она подала в суд на собственную мать за неправильное управление своими деньгами. Но обида между ними появилась очень давно, возможно, еще в детстве. Нутан была самой старшей дочерью в семье и когда появились младшие дети, она стала для них не столько старшей сестрой, сколько второй матерью. Нутан проявляла заботу в то время, как Шобхана работала и обеспечивала семью. Но по мере взросления Нутан отношения становились все более натянутыми. Их характеры были совершенно разными, Шобхана — экстраверт, всегда уверенная в себе. Нутан — чувствительная и застенчивая. Потом мать начала «лепить» дочь под себя и пыталась управлять жизнью Нутан, заставляя ее делать то, что, как она думала, сделает ее счастливой. Но Нутан сопротивлялась.

После замужества она уехала из дома и старалась даже не пересекаться с матерью на съемках или мероприятиях. Почти 20 лет они не общались. Нутан вызвала споры, когда подала на свою мать в суд по поводу предполагаемого нецелевого использования ее средств и имущества.  А потом помирились. Когда собственный сын Нутан вырос и пошел своим путем, она вдруг обнаружила, что способна простить мать. В то время как раз ее младший брат Джайдип женился и мама осталась совсем одна. Именно тогда Шобхана действительно нуждалась в дочери. В течение последующих лет Нутан и Шобхана виделись почти каждый день и крайне сблизились.

Рассказывая об этом, Шабхана Самарт вспоминала в интервью:

«В 1983 году мы с Нутан помирились. Сблизились, как в старые времена, и ни разу не упомянули о вражде и последовавшем за этим двадцатилетнем молчании.

Мы много времени проводили вместе и ходили на сатсанги. Она всегда была духовным человеком, но не фанатиком. Это семейная черта. Мы верим в Бога, воистину».

Нутан также публично избила Санджива Кумара на съемках фильма «Деви» (1970), в котором они работали вместе. Говорят, она сделала это, чтобы опровергнуть слухи об их «романе». Близкие актрисе люди говорили, что на таком «решении проблемы» настаивал ее муж Бахл.

С младшей сестрой Тануджей Нутан, к сожалению, ВООБЩЕ не ладила.

В 1989 году здоровье Нутан ухудшилось. У неё обнаружили рак груди, от которого она скончалась 21 февраля 1991 года в возрасте 54 лет.

Её последний фильмом, вышедшим при жизни, стал «Месть именем закона» (1989). Ещё два фильма, «Счастливчик» (1992) и «Человеколюбие» (1994), вышли в прокат уже после смерти актрисы.

Государственный министр Индии по связи и информационным технологиям выпустил почтовую марку с ее фотографией в честь ее в 2011 году.

 Что касается супруга Нутан, то он погиб в 2004 году. В многоквартирном доме, где жили Бахлы, случился пожар, и он не смог спастись. Только потом выяснилось, что он умер не от отравления дымом, а от удара током! Его тело было найдено обмотанным электрическими проводами. Пожар начался в его квартире, а среди эвакуированных позже жильцов его не было. Так что, возможно, он упал и застрял в проводах, которые ударили его током и начался пожар. Или, возможно, он покончил с собой и устроил пожар. Или, может быть, это было убийство? Кто знает?

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий