О готической прозе
В последнее время вокруг меня много людей, читающих готическую прозу, и я приятно удивлена, ведь в общем-то она издавалась и продавалась всегда, но среда о ней молчала.
[просто в те времена, вероятно, не было книжного блогинга]
Забавно, что на фоне всей этой волны я думала вернуться к этой литературе, перечитать что-то старое, найти что-то новое, может быть, несколько отзывов написать, но… пока не смогла.
Однако стоит отметить, что произведения в жанре готической прозы были среди первых, которые я прочитала. Если точнее, то я уделяла больше всего внимания сборникам рассказов о привидениях, семейных тайнах и разнообразной мистике.
У меня есть штук десять таких книг от издательства Азбука Классика, одна из которых («Отель с привидениями») даже съездила со мной в Англию в далёком 2009 году (правда, «Монтаньяры» Молчанова поехали со мною тоже). А еще у меня где-то лежит прекрасное иллюстрированное издание романа Льюиса «Монах» и несколько крупных сборников готических романов и рассказов в твердом переплете.
Из всего прочитанного больше всего мне понравились рассказы Пауля Хейзе «Прекрасная Абигайль» в переводе Елены Скобелевой и «Гермельсхаузен» Фридриха Герштеккера, напугал же меня — слегка — рассказ Уилки Коллинза «Отель с привидениями», хотя другие его произведения я читать не смогла, а весьма жутким мне показались рассказы Элджернона Блэквуда «Кукла» и Персеваля Лэндона «Аббатство Тернли».
«Кармиллу» Ле Фаню я, конечно, тоже читала, но впечатлений не помню, наверное, надо перечитать, раз такой ажиотаж.
«Дракулу» Стокера я не прочла до сих пор, хотя у меня и англоязычное издание есть, и рассказы этого автора мне раньше попадались. Недавно я даже послушала роман «Змеиный перевал» и в целом осталась им довольна, хотя у текстовой версии было бы мало шансов меня увлечь.
В общем активнее всего я читала готику с 2007 по 2010 год, а затем интерес мой как-то поугас. Однако в те времена я мечтала писать что-то подобное, и вот в 2014-2016 гг. сочинила несколько мистических миниатюр, которые можно прочесть в сборнике «Бабочка на булавке».
— Предлагаю несколько цитат:
На втором этаже, в мутном свете за не закрытым шторами окном все мелькала какая-то тень: тонкий юноша, носивший имя Поль, любивший шарфы и пафосные речи, мерил шагами комнату, иногда беспокойно поглядывая по сторонам. Несколько бесценных лет своей жизни он отдал страху и безмолвию: он ждал, когда же, когда она за ним придет?
«Агнешка»
Что заставляло больного старика каждый вечер коротать под сенью вековых деревьев, я так и не знаю. Дядя говорил мне, что прогулки полезны для здоровья, а лес «многое помнит». Ходил дядя медленно, говорил немного, потому я успела вдоволь насмотреться на лес, выучить каждую тропинку, запомнить каждое дерево, так что я могла бы уже начать давать им имена.
«Каладриус»
Казалось бы, мы живем в эпоху всепобеждающей науки, когда в мире нет места чему-либо сверхъестественному, и пытливый ум находит самым странным вещам до неприличия правдоподобное объяснение, превращая любого призрака в игру света… или в чью-то глупую шутку.
«Брошь»