О культурном наследии: какие оперы слушать?

Сегодняшнее время дает нам шанс познать очень многое. Вместе со "сточными водами" ушатом льющимися на головы интернет пользователей, можно выхватить из медийного потока много полезного. Пока есть возможность, нужно ею пользоваться. Я говорю о записях опер и музыкальных произведений в целом. Когда-то за записи платили деньги и немалые, а сейчас это предоставляется бесплатно. Но эта халява не может продолжаться бесконечно.   Поэтому если сейчас нет времени или кто-то "не дорос" в силу возраста - и это нормально, - нужно сделать копии на диск и отложить их до тех времен, когда найдется время и когда некто повзрослеет и будет готов для восприятия. Конечно, кроме ютуба будут новые сервисы, и они создаются для внутреннего рынка, однако у меня сложились подписки и я уже скачал самые лучшие выкладки с каналов. Будут ли они в российском сегменте нового сервиса - вопрос.

Итак, что нужно прослушать из опер образованному человеку? И почему именно оперы?

Опера - это жанр музыкального сопровождения с вокальным "рисунком", обрамляющим театральное действо. В опере задействовано всё самое лучшее. Это - стихи, переложенные на либретто, музыка композитора и вокальные партии, речитатив, декорации, игра актеров и певцов одновременно. В каком театре вы это увидите? Именно поэтому опера остается элитарным искусством и её посещала знать во все времена, потому что она считала себя высшим сословием и должна поддерживать свой имидж и образ жизни. Сейчас, когда границы между аристократами и народом стерлись во всем мире, когда почти не осталось королей и принцев, опера по-прежнему востребована, хоть и не в той роли, как раньше. Сейчас оперу слушают те, кто понимает это искусство, будь он простой труженик или интеллигент. Конечно, всё зависит от воспитания и уровня духовности. Мой пост для таких людей.

Итак, слушать нужно прежде всего итальянскую оперу. Других композиторов я касаться не буду, хотя среди не-итальянцев есть достойные. Но так повелось, что итальянские труппы завоевали признание и популярность во всей Европе и этому феномену конечно стоит уделить внимание пытливому уму любителя музыки и оперы в частности. Есть книги о Россини, Беллини, Верди, выпущенные в серии «Жизнь замечательных людей», - там вы найдете исчерпывающую информацию. Я думаю, что та серия о гениях, потому что кого ни возьми из ученых, деятелей искусств разных времен – всё гении грандиозного масштаба, оставившие след в мировой науке и культуре.

Лет двенадцать назад я активно стал слушать оперы, с радостью обнаружив их в упомянутом сервисе, предварительно скачав и распечатав на принтере либретто. Без либретто на русском слушать неинтересно.

  1. Луиджи Керубини. Итальянский композитор, переехавший жить в Париж до революции 1796 года и руководивший там Парижской консерваторией с самого основания. Самым известным его произведением является опера «Медея». Если бы не Мария Каллас, то «Медея» бы пребывала в забвении, как итальянские оперы эпохи бельканто. Именно она своим мастерством и драматическим голосом возродила их для публики. Запись «Медеи» в стерео озвучке доступна нам.
  2. Джоакино Россини. Является самым ярким представителем музыкального бомонда первой половины 19 века. Когда перестал сочинять оперы (всего более 50-ти), стал руководить двумя парижскими театрами. Пожалуй, самый богатый из композиторов того времени и самый почитаемый. У него много опер, но самые известные это "Севильский цирюльник" на комедию Бомарше, "Золушка", «Семирамида» и «Турок в Италии». Является ярким представителем фиоритурного стиля, которому следовал в начале карьеры его поклонник и друг – В.Беллини.
  3. Винченцо Беллини.

Молодой итальянский композитор, рано ушедший из жизни (34 года) написал 11 опер. Самыми известными являются "Пират" (дебют композитора в Ла Скала), "Сомнамбула", "Норма" и "Пуритане". Хотя все оперы были крайне популярными, кроме одной неудачной – «Биатриче ди Тенда». Подробности тех событий, почему так случилось будут описаны в моей книге о Беллини.

Все перечисленные оперы мастерски исполняла Мария Каллас и они есть в сети. Причем "Норма" есть в различных записях 1952, 1955 и 1960 годов. Последнюю – запись в стерео с Франко Корелли я прослушал несколько раз в наушниках. Другие постановки лучше слушать в обработке звука с пометкой "Live", то есть живая запись спектакля. Но это уже прихоть меломанов и знатоков опер, которые обсуждают детали, как пела Каллас там то и там, где у неё присутствуют такие то вещи, а где нет. В этих живых записях можно услышать как публика реагировала на исполнение певцов и Каллас в частности. Беллини, Россини и Доницетти - представители бельканто, то есть как сама музыка, так и вокальные партии прекрасны в звучании и изобилуют виртуозными украшениями (учение об орнаментике, см. ознакомительный отрывок из будущей книги о Беллини в моем разделе), которые мастерски исполняла упомянутая певица. Фиоритурный стиль требовал от певицы сопрано не только безукоризненной технической подготовки, но и умения исполнять виртуозно вокальные украшения, чего не делали до Каллас даже именитые примы театров первой половины 20 века судя по сохранившимся записям (канал Кьяроскуро подробно изучает подобные вещи). У Россини этих украшений очень много, как и разнообразие и богатство красок звучащего оркестра, а Беллини не стал акцентироваться на этом, отдав вокальному сопровождению ведущую роль, хотя он не отбрасывал в сторону фиоритуры, которыми любили похвастаться перед публикой певцы изящной эпохи. Их вы можете найти в частности в «Сомнамбуле», эти отрывки выложены. Поэтому именно мелодиями стал известен этот композитор, «самобытными и проникающими в самое сердце». Говорят, что Шопен просил во время своего погребения исполнить музыку из «Сомнамбулы» из той части, где Амина поет грустную мелодию у фонтана…

  1. Гаэтано Доницетти.

Представитель Болонской школы композиции и бельканто. Жил в одно время с Беллини, будучи на несколько лет его старше, отчего постоянно соперничал с ним и зачастую проигрывал в заключении контрактов с главным театром Италии Ла Скала. После "Нормы" публика уже не хотела ничего слушать кроме Беллини и если бы не разрыв с либреттистом Романи в 1833 году и отъезд в Лондон и потом Париж, где Россини прочил ему большое будущее, не знаю, что бы делали тамошние композиторы – Меркаданте, Майр, Пачини и другие. У Доницетти есть одна гениальная опера - "Лючия де Ламмермур", хотя он сочинял много и являлся безусловно талантливейшим маэстро. Она выложена в фильме-опере в исполнении Анны Моффо в роли Лючии на ютубе. С неё лучше начать знакомство, поскольку фильм снабжен субтитрами. Именно сцена безумия Лючии легла в основу арии дивы Плавалагуны из нашумевшего фантастического фильма "Пятый элемент". Другие хорошие оперы - "Любовный напиток", "Анна Болейн" в первую очередь.

  1. Конечно Верди. Молодой Верди приходил слушать "Норму" Беллини, когда тот ничего не знал о будущем композиторе. Есть очень хороший сериал о Верди на ютубе снятый в 80-е годы прошлого века, обязательно посмотрите его. У Верди много опер, но прежде всего самые лучшие на мой взгляд это "Трубадур", "Риголетто", "Травиата". Их и нужно слушать вначале. "Аида" не так хороша, как первые три, на мой взгляд, но отлично подходила для неискушенного слуха народа, приезжавшего в Москву во времена СССР, чтобы после посещения столичных магазинов явиться в театр и спать на спектакле, а потом отчитаться на работе и дома, что "Он был в Большом!" (Заметки Галины Вишневской в её автобиографической книге). Кстати, «Травиату» превосходно спела не только Каллас, но и Анна Моффо – итальянская певица-сопрано американского происхождения, пожалуй, самая красивая певица 20-го столетия. Всего она спела Виолетту более 600 раз! Есть фильм с участием этой оперной звезды 70-х. Забейте в поисковике «Травиата. Верди. Фильм-опера с Анной Моффо». Кажется, роль Альфредо поет Франко Бонисолли. Её голос чудесен своей насыщенной колоратурой. Обязательно посмотрите фильм-оперу от известного режиссера.
  2. Амилькаро Понкиелли. Преподавал в Миланской консерватории, где учились Пуччини и Масканьи. Слушать его "Джоконду" прежде всего в исполнении Каллас. Музыка красива, необъятна, но не такая монументальная и величественная как "Тристан и Изольда" Вагнера. Там есть известный "Танец часов". В основе лежит любовная драма, где две девушки любят одного парня и первая жертвует собой и уступает дорогу сопернице – со стенаниями. Действие происходит в Венеции.
  3. Пьетро Масканьи. Первое его сочинение стало популярным, контракты сыпались отовсюду. Но когда он написал оперу, то не веря в успех, положил «под сукно». Жена тайком отдала рукопись партитуры и "Сельская честь" «выстрелила» и попала в «десятку»! Остальные его произведения либо терпели фиаско, либо ставились без особого успеха. Сюжет короткой оперы о деревенской жизни и любовной трагедии был понятен для широких народных масс, а музыка красива. Поэтому она положила начало новому направлению – «веризму», которому следовал сокурсник по консерватории Масканьи – Пуччини. Есть фильм с Еленой Образцовой в роли Сантуцци и прочие постановки.
  4. Руджеро Леонкавалло. Кроме музыкального получил литературное образование, поэтому сочинял либретто, много ездил по стране как отличный пианист, преподавал. Сочинил оперу "Паяцы". Из фильмов-опер 70-х выделяется постановка с Терезой Стратос - канадской сопрано.
  5. Замыкает шествие верист Пуччини. Его "Тоска" с Марией Каллас всем известна хотя бы по видео-роликам. К сожалению запись с Тито Гобби есть только второго акта. "Тоска" как фильм-опера прекрасна спета Марией Канильей и Франко Бонисолли и сыграна известной киноактрисой Джиной Лоллобриджитой(?). Можно начать с неё, там есть субтитры. Также имеется полная запись с Каллас. Другие оперы композитора тоже попали в "десятку": "Богема" (прекрасный ролик дуэта в сети Анна Моффо и Ричард Такер), "Мадам Баттерфляй", "Турандот". И ещё "Манон Леско" в записи с Тебальди и Монако.

Всё перечисленное является наследием мировой культуры и каждый, считающий себя культурным и образованным человеком просто обязан ознакомиться с ним без изрядных затрат (кроме времени)  в рамках самообразования.

- О.Г.

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий