О моём любимом романе - "Месть урода": озлобленный гений.

У читательниц "Месть урода" уже полгода стабильно на третьем месте предпочтений - после "Жены для престижа" и "В жёны консулу", где главные героини - наивны и несколько оторваны от реальности, а их фиктивные мужья - циники, каких свет не видывал.

Однако "Месть урода" мила мне ещё и тем, что позволила отвлечься от научной книги, которую я тогда писала, заодно познакомившись с астрофизиками в Университете Лос-Анджелеса и собрав материал для "Урода" - вследствие чего это единственный роман, где большинство глав наглядно проиллюстрированы фотографиями, добавляющими реалистичности повествованию (в придачу с датами и адресами, предмет моей особой гордости :))).

Также это один из немногих романов, написанных целиком от лица мужчины. Это роднит его с "Правдой о твоей матери", "Зачем ты меня искала?" и "В жёны консулу: испорчен прошлым", где звучит исключительно мужской голос.

Матвей Соболевский страшен, как наша жизнь без хорошей литературы: долговяз, сутул, костляв, оброс комплексами и космами; завешивает безобразное лицо длинными нечёсаными волосами (благо чистый, мыться-то он не забывает, спасибо и на этом); с лёгкой руки недоброжелателя имеет на факультете меткую и нелестную кличку "Урод". Матвей - небывалый гений своего времени, которому суждено стать Нобелевским лауреатом по физике и получить ряд престижных международных премий по математике; и надо же было ему, такому нелюдимому, влюбиться в не самого тяжёлого поведения первокурсницу - Маргариту, чья красота в прямом смысле слова превышает все земные пределы.

Предательство любимой, пари, которое она на него заключила, чтобы привлечь внимание главного красавчика вуза и заработать авторитет у новых подружек, страшно ожесточает гениального аспиранта; через шесть лет он, уже известный, перспективный и обеспеченный, ударит её наотмашь, уничтожит, и не только её. Справедливо ли это? А как она с ним поступила - это справедливо? Смогут ли они простить друг друга, встретившись вновь ещё через двадцать лет? И зачем и кому может быть нужно такое прощение? Мне трудно поставить себя на место и Матвея, и Риты, - но всё же я понимаю обоих.

Озлобившийся академик Матвей Соболевский последние двадцать лет живёт в США в роскошном особняке в Шерман Оукс с видом на долину Сан-Фернандо и зовётся Мэттью. Студенты и коллеги его на дух не переносят, а он - их. Великий исследователь - долларовый миллиардер, трясётся над своими миллиардами, которые нисколько не делают его счастливым; по-прежнему посвящает себя одной лишь работе - но и спорту, благодаря чему получает-таки к пятидесяти годам хотя бы красивое тело. Однако страшную рожу исправить невозможно даже пластической хирургией: по-видимому, у Матвея один из вариантов синдрома Тричера-Коллинза, потому что его лицо описывается не просто как уродливое, а как жуткое, отталкивающе страшное, провоцирующее исподтишка, с нездоровым интересом и жалостью всмотреться в нечеловеческие черты; лицо, отпугивающее детей, заставляющее сочувствовать взрослых.

И вот в студгородке в Лос-Анджелесе он встречает девчушку на тридцать один год младше, магистрантку своего вуза, но с другого факультета. В душе Соболевского поднимается бушующая злоба против этой вертихвостки, которая уже не просто красива, как подшутившая над ним четверть века назад Маргарита; красота Лилии Лиленковой не только превышает все мыслимые земные пределы, но превосходит даже и Маргаритину.

Красивых женщин Матвей ненавидит: иногда спит с ними, чтобы потешить самолюбие, но дальше спальни не пускает, подозревая каждую в корысти. Лиля виснет у него на шее, не слушая его оскорблений, не обращая внимания на обидные высказывания; "в тебе бездна обаяния, я от тебя без ума!" - признаётся нахалка, по-видимому, тоже желая от него его денег, как и все... как и Маргарита когда-то! Придушил бы всех красавиц собственными руками!

В результате неожиданно сладкой дружбы с бурной и несдержанной Лилей, а также случайной встречи с Маргаритой Матвею придётся пережить самые страшные дни в своей жизни и даже близость суицида. За что я обожаю этот роман, помимо сильного элемента натурализма и реалистичности?

Лучше всего это выразила Елена Кудеевская - читательница, подчеркнувшая, что все трое героев удивительным образом изменились в результате встречи друг с другом. Метаморфозы, произошедшие с Ритой, Лилей и Матвеем, перевернули их жизни, а также изменили судьбы других людей, которым довелось узнать этих трёх.

Динамичные образы героев - и главных, и второстепенных - вот за что я страстно обожаю этот роман! И сама не прочь была бы измениться в некоторых вещах, - но, увы, это мне не под силу: ведь я принадлежу к ригидному, застревающему типу личности, как и Ирэна из "Жены для престижа"; с двенадцати лет я не меняюсь :)))

При этом любопытно, что несколько читательниц признались, какой подлинный ужас и отторжение вызвал у них этот роман. И при всей моей любви к нему подобное восприятие я тоже понимаю... 

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий
Вход на сайт
или