О моём нелюбимом романе: "В жёны консулу" :))
Предположим, я помираю (вечно ещё никто не жил), и на том свете меня встречают мои кумиры - авторы любовных, натуралистических и психологических новелл: И. А. Бунин, А. И. Куприн, Н. С. Лесков, С. Цвейг и Ги де Мопассан (возможно, что и Александр Дюма-сын присоединится). И они наперебой интересуются: "Ну что, где вершина твоего литературного мастерства? Продемонстрируй-ка". Я смело и даже с некоторой гордостью отвечаю: "Это романы "Месть урода", "Не только любовница", "Если твоя жена вернётся", "Слишком проницательная содержанка" и "Вредный любовник". Мне за них не стыдно, убедитесь сами". Они смотрят, вроде одобрительно кивают; делают знак апостолу Петру, тот достаёт ключи от рая, начинает понемногу открывать врата, - и...
...в этот момент великий Цвейг, как назло, вопрошает: "Постой-ка, а не ты ли состряпала "В жёны консулу"? Ведь один этот роман перечёркивает достоинства всех прочих!". И-и-и... Я стыдливо прячу глаза, краснею; Бунин с Куприным, Лесков и Мопассан смотрят укоризненно, качают головами - а двери рая с грохотом захлопываются перед самым моим носом :)) Апостол Пётр с сочувственным видом выдаёт бумажку с формулировкой: "Отказано - за пошлость, клишированность и вводящую в заблуждение нереалистичность".
А всё началось с того, что мне всегда казалось: русским в Лос-Анджелесе категорически не хватает консульства. Ну разве это дело? Такой огромный мегаполис, русских пруд пруди, а консульства - нет. И я стала фантазировать, каким мог бы стать консул, откройся в чуть развратном городе Ангелов наше дипломатическое представительство, а также - какой могла бы быть консульская жена.
Мне кажется, учитывая неоднозначность и многоликость этого города, пара дипломатов, представляющих Российскую Федерацию, в Лос-Анджелесе тоже должна бы быть комичной. А ещё лучше - трагикомичной. Пошлой, но - оригинальной. Как сам мегаполис.
Нужно ли удивляться, что на эту должность с моей лёгкой руки назначают молодого, талантливого, но гадкого дипломата Артемия Завельского - подлого и самоуверенного, который всю жизнь трахал всё, что шевелится. Артемий почерпнул из современного любовного романа всю шаблонную мерзость и трафаретность: наврав, что свободен, лишил невинности, параллельно сделал несколько деток, о которых не знает, потому что моментально теряет интерес к любовницам, стоит только с ними переспать; думает лишь о карьере, влюблён - только в себя. При этом с самого студенчества он женат, что скрывает, пока может. Отвратительный тип.
Такой утрированный образ негодяя соседствует с гиперболизированными же образами женщин, готовых терпеть это за его красоту, обходительность, легендарную сексуальность, обаяние и подвешенный язык: жена Дарья и любовницы очарованы и всё прощают Артемию.
До поры до времени.
Пока он не свалится в больнице с менингитом и ужасными осложнениями - и, убогий, станет никому не нужным, даже собственной сестре, глубоко обиженной на него.
Поверхностные отношения перестают интересовать с трудом выздоровевшего Завельского, который через год, кажется, и впрямь поднялся с больничной койки другим человеком; только вот беда - измениться в возрасте под сорок не так просто, и прошлое ещё долго продолжит аукаться горе-консулу, а значит - отражаться на его близких. Да вдобавок - новому ему никто не хочет верить и помогать. Даже автор и читатели :)
В своих фантазиях я зашла слишком далеко: вряд ли после всего, что Артемий учудил, хоть одна из нас поверила бы ему снова, простила бы, решилась бы возобновить отношения. Но Оксана Елфимова - решается. Почему? Потому что немножко наивная дурочка, чистая, как горный ручей. И оттого вляпывается второй раз - во второй части. Впрочем, там она снова его прощает. И, в отличие от меня, всегда находит ему оправдание. Читательницы возмущены и негодуют - совершенно справедливо. Я посмеиваюсь над Оксаной, злюсь на неё - но... в глубине души мечтаю о её уровне доверчивости, об умении влюбляться до чёртиков и доверяться без оглядки; о её умении прощать и не держать зла.
За что она его любит? За что, за что, за что? На этот вопрос ответа нет - хотя в других романах и повестях он у меня очевиден относительно всех других героев.
В тот день, когда я найду ответ на вопрос, почему Оксана год за годом продолжает выбирать Артемия, который так с ней обращается, - я распахну своё сердце и полюблю это произведение.
Но сейчас пока - нет. Прости, Артемий! Я - не Оксана, и поверить тебе так и не смогла. Может быть, зря? Ведь ты и впрямь теперь не тот, что прежде. Только... сперва докажи мне это на все сто процентов. :))))
В то же время эта повесть - своеобразная лакмусовая бумажка: кому нравится дилогия про жену консула - не нравятся остальные мои работы; и, напротив, кому "Консульская жена" не пришлась по сердцу - тем читателям другие работы приглянулись. Удивительно!