О пути и путешествии в фэнтези

Одной из самых распространенных фэнтезийных формул является квест, т.е. путешествие с определенной целью – уничтожить или добыть магический артефакт, убить дракона, спасти принцессу, взойти на трон. Фэнтези, как известно, действует по законам сказочного и/или мифологического хронотопа, или, говоря простым языком, особым пространством/временем: герой покидает обыденный мир, преодолевает препятствия и одерживает победу.

Для путешествия пространство является полноценным героем, вспомним хотя бы одно из первых литературных странствий “Одиссею” и то как несчастный Улисс десять лет возвращался домой, потому что никак не мог расстаться со своим квестом. Само пространство Балкан с его горами и береговой линией превратило путешествие в лабиринт, откуда надо найти выход. Маршрут Одиссея – это постоянное отклонение от цели. Даже в финале Одиссей, скрывающий свою личность на Итаке, снова избегает конечного пути. Одиссей не просто странствует, он как бы в этом лабиринте ищет себя. Путешествие становится метафорическим и духовным, а Одиссей – человеком-лабиринтом. Стратегия его пути – «ностальгия по странствиям», путешествие ради путешествия. 

(Тут я отсылаю к замечательной, не очень толстой и довольно просто написанной книге Татьяны Цивьян “Движение и путь в балканской модели мира. Исследования по структуре текста”).

Путешествие хоббита с целью уничтожения бижутерии не сильно отличаются от странствия Одиссея: оба возвращаются домой не такими, какими были в начале, оба проходят лабиринты пути и теряют направление тогда, когда их терзают душевные переживания.

Вот мы и отправляем своих героев для того, чтобы они отыскали то, чего им недостает (это может быть, как уже говорилось, та самая самость: мозги, например. Или храбрость. Или сокровища дракона. Или спокойствие). Зная мифологические символы, мы можем давать герою дополнительные квесты, усложнять ему жизнь и развлекать внимательного читателя ассоциациями перехода через реку (уход в загробный мир), похода горы (связь с небесными силами). Пространство движется вместе с героем. Для героя. И мы движемся вместе с ним, чтобы вернуться домой.

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий