О сущности разума человека
О сущности разума человека
и познании им реального мира
Аннотация
Гуртовцев Аркадий Лазаревич. О сущности разума человека и познании им реального мира/ Раскрытие тайны диалектики идеального и материального в реальном мире и в сознании человека – Минск, Интернет-издание (электронный ресурс), 2020. – 44 стр. с илл. (формат А4, 150 тыс. знаков).
С незапамятных времен люди, пытаясь понять окружающий их реальный мир, поделили его на две части – видимый, телесный, вещественный, материальный и скрытый, нетелесный, невещественный, нематериальный. Второй мир они назвали духовным, или идеальным. Вслед за этой дихотомией человек и себя самого поделил надвое – на сому (тело) и психе (душу). А затем у него возник роковой философский вопрос: как эти две части связаны между собой, что первично, а что вторично и какая часть породила другую – дух ли материю или материя дух?
Вопрос о взаимосвязи материального и идеального, природы и духа, бытия и мышления вот уже несколько тысячелетий мучает философские умы, одни из которых, будучи привязаны к мировоззрению идеализма, отдают первенство духу, а другие, считая себя материалистами, признают первенство за материей, а духа считают ее продуктом. Но и в том и другом случае до сих пор остается нерешенным вопрос – как, каким образом идеальное (если оно первично) порождает материальное или, наоборот, материальное - идеальное?
Автор подошел к решению этих вопросов с новой, нетрадиционной, неожиданной стороны. Ранее, во всех философских течениях и системах идеальное, духовное связывали исключительно с сознанием, мышлением, разумом человека или со сверхсознанием некоего мифического Творца (Бога, Мирового Разума), который якобы однажды сотворил по своей воле из “ничего” материальный мир и человека в нем (“божью тварь”). Автор же показывает, что идеальное не является прерогативой сознания или мышления, а есть неотъемлемое свойство, атрибут самого материального мира и находится в самой его гуще.
Оно, это идеальное, в реальном мире проявляет себя как о т н о ш е н и я между материальными объектами, скрытые, как правило, в их материальных связях. Эти отношения не могут существовать вне и без материи, и, более того, сама материя, формируя те или иные материальные объекты, устанавливает через свои же материальные связи и соответствующие им отношения. Эти отношения являются такой же данностью, реальностью, как и сами материальные объекты. Они идеальны постольку, поскольку в большинстве случаев недоступны чувствам человека и скрыты в материальных связях. Отношения не зависят от сознания или мышления человека – они просто существуют, имеют свое материальное бытие и подчиняются его законам (человек способен выделить материально-идеальные отношения из реального мира и понять их посредством своего разума).
В данной работе раскрываются тайны диалектики идеального и материального не только для материального мира, окружающего человека, но и того материального мира, который существует в организме человека, в частности, в виде нейронной сети его головного мозга. Материальное и идеальное внешнего мира, “пересаженное”, точнее отраженное в материальном, нервном, гибком, кодовом субстрате мозга, превращается там в “освобожденное идеальное”, которое и становится основой разнообразной духовной деятельности человека (ее главным движущим механизмом служит воображение, комбинирующее прошлые знания и опыт человека в новые творения и информационные модели новых материальные объектов создаваемой людьми рукотворной реальности, дополняющей природный мир).
Работа автора предназначена для профессиональных философов, ученых естественников, студентов-философов, а также для всех тех читателей, которые стремятся познать себя и мир, который они посетили в краткий миг своего бытия.
Ключевые слова: философия, философия реального мира, материализм, вульгарный материализм, диалектический материализм, идеализм, идеальное, духовное, материальное, разум, сознание, мышление, воображение, человек, организм, мозг, клетка, метаболизм, белки, нуклеиновые кислоты, нуклеотиды, аминокислоты, гены, ДНК, РНК, хромосомы
ОТРЫВОК ТЕКСТА
....Но знаем ли мы сегодня, что такое есть Разум и определяемо ли вообще это важнейшее и сложнейшее свойство человека, отличающее его от всего остального живого, животного мира? Ниже в Приложении дается сводка известных определений разума и некоторых его синонимов (ум, интеллект, рассудок, ratio) из различных общих и специализированных словарей и энциклопедий, сопровождаемая моими критическими замечаниями. Единых общепринятых определений разума нет, и каждый из источников выделяет в нем те или иные отдельные, главные или второстепенные, а подчас спорные стороны.
Я склоняюсь к тому, что понятие разума должно носить не метафизический или мистический характер, а учитывать то разнообразие разумов различных народов, этносов, сообществ, групп и отдельных людей, которое мы наблюдаем в реальном мире - и в сохранившихся архаичных племенах, и в современном человеческом обществе. Мое глубокое убеждение заключается в том, что в формировании тех или иных самых общих понятий и категорий, становящихся предметом рассмотрения не только отдельных, частных наук, но и интегрирующих их выводы философии, всегда необходимо двигаться от бытия, от реального, материального мира к его отражению в сознании познающего субъекта. Идти от бытия к мышлению как вторичному продукту этого самого бытия, от структур, свойств и функций объектов реального мира (вещей, их свойств, действий, процессов, явлений) к их отражению сознанием человека в форме понятий, суждений, умозаключений, аксиом, постулатов, правил, гипотез, теорий, законов и других мыслительных конструкций.
В реальном мире, в обществе, мы наблюдаем громадное расслоение людей по их умственным способностям, по разуму, включая их мыслительные возможности запоминать, выделять, сравнивать, оценивать, анализировать, синтезировать, абстрагировать и комбинировать в своем мышлении те или иные предметы мысли, отражающие в себе не только объекты реального мира, но и собственные фантазии сознания, творения его воображения. Это расслоение становится очевидным уже в детских садиках, школах и вузах (например, по оценкам в грамотах, аттестатах и дипломах воспитуемых и обучаемых индивидов), не говоря уже о трудовой деятельности людей в рамках избранных ими самостоятельно или навязанных обстоятельствами профессий. В творческой трудовой деятельности умственные различия людей достигают своего максимума, апогея.
Нам не следует стыдливо закрывать глаза на существующие различия между людьми, включая характеристики или качества их разума. Эти различия, особенно тогда, когда мы говорим о человеке как о познающем субъекте, следует выяснять, выделять, изучать, классифицировать, обобщать, оценивать и делать соответствующие научные выводы (эти выводы должны быть, конечно, далеки от тех оскорбительных ярлыков, типа “недоучка, безмозглый, недоумок, умалишенный, простофиля, пентюх, олух, лох, лопух, индюк, козел, осел, остолоп, разиня, недотепа, кретин, тупой, тупица, тупоголовый, чурбан, болван, глупец, дурной, дурень, дуралей, дурила, придурок, дурачок, дурак, идиот, дебил”, которыми многие недалекие люди так любят награждать друг друга в бытовых конфликтах, ссорах и словесных перепалках; но нельзя не заметить, что такое обилие отрицательных синонимов с массой оттенков для дефектного разума свидетельствует о неравнодушном отношении людей к своему и чужому разуму, а также желанию дать ему собственную, субъективную оценку). В этом отношении, видимо, необходимо ввести и некую общую научную градацию разума познающего субъекта (первый сверхкраткий набросок подобной системы сделан автором в комментариях Приложения).
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий