О том, как писАлся "Тот, кто желает служить Рэйзоркхану"

О последствиях импровизации и о том, как порой казавшиеся неважными антуражные детали, объединяясь в новые логические структуры, становятся очень важными и делают рассказываемую историю еще лучше и логичнее, а также добавляют произведению новые смыслы и подтексты, делают его сильнее.

Осторожно, спойлеры!

Тем, кто рассказ еще не читал , лучше не читать этот топик, если не хотят испортить себе впечатление!

Изначальный замысел рассказа родился в виде завязки -- кошмара Томаса Йепира из самого начала истории, -- и развязки, в качестве которой должен был выступить тот финал, который, в конечном счете, стал первым "ложным финалом". Т.е. структура рассказа должна была стать строго-кольцевой: от кошмара Томаса - к повторному его переживанию, когда он оказывается присоединен к восстановленному кибергибриду, и совместному уничтожению ими Рэйзоркхана.

Бэггер, соответственно, изначально задумывался просто очень жадным и лукавым торгашом. Отсюда и пошло его имя, - от английского слова "Bag" - сумка.

Задумка, как из нее сразу видно, выглядела довольно просто и даже немного шаблонно.

Но уже в процессе написания рассказа при импровизации с мелкими, казалось бы, незначительными моментами что-то пошло не так... 

В текст стало пролезать много разных новых деталей, изначально - чисто антуражных. И они, по ходу дела, стали выстраиваться у меня в голове в новые логические структуры, решения и сюжетные ходы.

В исходное начало я стал вносить мелкие правки. Рэйзоркхан и его флот на защиту от вторженцев теперь прилетали не с Рэйзора-пять, а сразу из далекой империи танарийцев (девилийцами они стали много позже, -- когда я уже начал писать финальную сцену с "истинной концовкой"). Логичным из этого становилось то, что прилетал он довольно рано, -- будто заранее знал о готовящемся Вторжении.

Тему сверсветовых двигателей и короткое "технопорно" о них изначально я хотел добавить в рассказ как элемент антуража. Связать открытие людьми "сверхсвета" с девилийцами (тогда еще танарийцами) я решил позже. Тогда, когда писал о подлете "Мусорщика" к поясу Клайда.

Когда мне в голову пришла идея образов для сцены с вылетом "Мусорщика" с "Рассвета седьмого" (тогда, когда я уже дошел до ее написания), где корабль подключает к себе мезо-двигательное кольцо, я еще даже не задумывался, о том, как именно буду писать сцену боя Томаса с восстановленным кибергибридом вторженцев из контейнера. Планировал импровизировать в боевых сценах. И позже -- да, -- именно импровизировал при работе над ними.

Сцена окольцовывания "Мусорщика" двойным кольцом мезо-двигателей (собственные двигатели корабля по задумке - слишком слабые для быстрого полета к краю системы):

       "Когда «Мусорщик» покинул заботливое лоно «Рассвета», снаружи, на фоне кофейно-бурого, почти черного, с тончайшей, заостренной золотистой дугой остатков атмосферы, Полночного камня, уже висело двойное металлическое кольцо арендованных Бэггером мезо-ускорителей, запаса которых хватило бы кораблю для быстрого вылета недалеко за пределы системы и последующего возвращения домой. Воздушным шариком оно парило рядом со станцией, с одной стороны удерживаемое автоматическими аварийными стыковочными тросами, и ожидало, когда в него нырнет корабль, который следовало временно окольцевать. Словно громадная драгоценность, кольцо цветасто и празднично мерцало собственными красными габаритными огнями, отраженным светом мелькающих в беспрерывном движении рекламных голограмм, многочисленных габаритных и взлетно-посадочных прожекторов «Рассвета» и лучами тех далеких звезд, которым сегодня удавалось заглянуть в просвет между спутниками Рэйзора-семь. И казалось роскошью, носить которую «Мусорщик» был недостоин.

       Впрочем, сегодня он достаточно принарядился, чтоб хотя бы казаться его достойным. И для того, чтобы достойным внимания Рейзоркхана ощущал себя сам Томас. Чтобы он больше не выглядел в собственных глазах презренным бедняком, в которого его превратило Вторжение."

Так вот, когда я писал эту сцену, еще даже не задумывался о том, какой образный подтекст может пролезть в одну из более поздних сцен, да еще подходящий по смыслу к сцене, что выше, как отдаленное развитие ее темы:

"— Я тоже надеялся, что до этого не дойдет! — отрезал Бэггер. — Можешь сказать спасибо гвардейцам Рэйзоркхана. Поймаете собачку, — летите к лунам. Встречу вас на полпути… Напяливай скафандр и гаси электронику, пока сучка не среагировала! Видимо, она очень голодна, раз так быстро пробурила иглы до самых реакторов..."

"...Громадная фигура, металлически-блестящая от мутно-желтого света неисчислимого числа покрывающих ее микропрожекторов, нависла над Йепиром. Зеленоглазая стрекозиная голова с острейшими челюстями-жвалами метнулась прямо к его лицу.

       Томас резко оттолкнулся ногами от переборки вокруг нового отверстия в корпусе корабля и выхватил обеими руками по пневмогравизахвату. Но сделал это, видимо, слишком медленно.

       Сучка-иглоубийца резво прыгнула за ним, внутрь шлюза. Ее толстый длинный хвост изогнулся вперед и распался на десяток скорпионьих, с хватательными клешнями на концах. Собачьи лапы с закрученными, вросшими в живую плоть, тонкими металлическими спиралями киберусилителя, резко дернулись к Томасу. Гибкое тело твари изогнулось, и она крепко схватила его почти в метре от себя за инструменты и петли, что удерживали их на скафандре. Пара скорпионьих хвостов вырвала из рук Йепира оба пневмогравитационных захвата и нацепила их на мерцающую бледно желтым грудь киберсучки. Остальные хвосты разорвали пояс, схватив и одновременно потянув на себя восемь других захватов. В следующее мгновение все они уже красовались на сучьей груди под первыми двумя.

       Томас потянулся было руками к плазменным мини-резакам, но его быстро остановили клешни уже свободных скорпионьих хвостов. В спину ударила переборка корабля. Периферийное зрение позволяло разглядеть слева внутренний шлюзовой люк. Тварь навалилась на Томаса и вцепилась в него всеми клешнями, разрывая прочнейшую ткань скафандра. Ее грудь вдруг раскрылась подобно спасательной био-капсуле, а скорпионьи хвосты потянули Йепира вверх. Навстречу выскочила дыхательная маска на гибкой металлопластиковой трубке и мгновенно присосалась к его лицу.

       Хвосты вновь резко дернулись, буквально вырывая Томаса из обрывков скафандра и переворачивая его спиной к твари. А затем грудь сучки-иглоубийцы с громким лязгом захлопнулась прямо перед глазами Йепира, запирая его в своем черном нутре."

Как вы, наверно, уже догадываетесь, изначально суть названия рассказа сводилась к связи желания Томаса служить Рэйзоркхану, с тем, что восстановленный кибергибрид из контейнера -- это будущая ручная собачонка для Рэйзоркхана, и с их слиянием под финал перед последующим уничтожением ими того, кому они должны были желать служить.

Но, как я выше уже упоминал, кое-что пошло не так...

Включая туманность обезглавленного лебедя с короной. После того, как Томас видит безсветовое отражение эмблемы с коронованным лебедем от сверхсветовой иглы одного из гвардейцев Рэйзоркхана, намек в виде туманности с обезглавленным лебедем становится каким-то слишком уж явным и "нелогичным". Этакой смысловой шероховатостью.

Тогда и родился в голове второй "ложный финал", в котором оказывается, что Бэггер на самом деле является одним из тех, кто прислал вторженцев в Рэйзор-кластер (весь его абсолютно логичный мотив пришел в голову тогда же) и все это время Рэйзоркхан мариновал его в виртуальной реальности, созданной, чтобы вскрыть все его планы по убийству Рэйзоркхана и завоеванию кластера, которым тот правит. Именно в этот момент пришлось возвращаться к началу рассказа и заменять во вступительной сцене (и в более позднем ее частичном повторении) прилет Рэйзоркхана и его флота с Рэйзора-пять на его и его флота возвращение из мира танарийцев. Обезглавленный лебедь логично вписался в логическую цепочку-сеть как некое фоновое изображение, либо намеренно добавленное помощником Рэйзоркхана в вирт. реальность для успокоения Бэггера, либо побочное проявление стремлений Бэггера внутри вирт.реальности, к которой он подключен. А сам Бэггер в первом ложном финале теперь должен был спрашивать Рэйзоркхана о том, как тот смог предугадать готовящееся вторжение, что изначально отсутствовало в замысле рассказа.

Теперь имя Бэггера приобретало логичную роль сюжетной обманки, которая в первой половине истории ведет читателя, в его попытках предугадать дальнейшее развитие событий, по ложному пути.

При этом я намеренно добавил деталь-неявный намек на связь Бэггера с вторженцами через его слова первом монологе

"Ты поможешь мне доказать, что он может полностью мне доверять, и моя благодарность будет очень щедрой."

и

"Наша благодарность помогла бы вам отделиться от кластера,.."

в речи кибергибрида из кошмара, которую Томас вспоминает перед первым ложным финалом.

Необходимость сделать и второй финал ложным я осознал сразу, как только начал его писать.

А когда взялся за финальную развязку...

Только тогда я почему-то решил, что танарийцы должны стать человекообразными с чешуей и змеиными головами. Потому что по задумке они должны были предложить Рэйзоркхану свою помощь в обмен на что-то... цена должна была стать очень большой, ставя перед настоящим ГГ рассказа тяжелейший выбор. В тот момент я еще не догадывался, куда меня заводит вся эта сеть из деталей. Не осознавал я еще, какой "дьявол" из них выстраивается.

Имя императора танарийцев изначально я выбрал другое, но уже через несколько минут, как только, импровизируя со способом Рэйзоркхана предугадать будущее Вторжение, написал фразу-вопрос

"Сок Плодов Великого Древа показал вам будущее?"

я вдруг понял, что не должны они быть танарийцами. Они должны стать девилийцами, - от английского "devil" - дьявол. Потому и их император получил такое имя - Ангод Эндс- Девил. Потому что я в тот момент вспомнил о Древе Познания из Ветхого Завета. Хотя изначально змееголовость девилийцев напомнила мне про аргониан и Хист из "Древних свитков", откуда в голове и родилась идея с соком Плодов Великого Древа.

После этого я вдруг осознал еще и то, какую цену должен будет заплатить девилийцам Рэйзоркхан за защиту от выживанцев Плантори. Здесь же выстрелило и ранее повешенное в чисто декоративных, антуражных целях, ружье с помощью девилийцами человечеству в прошлом, -- когда они открыли для людей сверхсветовые скорости. Это помогло логично подать в тексте осознание Рэйзоркханом цены, которую придется заплатить, если он примет помощь девилийцев, без необходимости объяснять это через прямую речь от лица их императора. Для большего эффекта и усложнения выбора, для того, чтобы от него зависело нечто большее, чем жизни обитателей небольшого кластера (по сути, системы из нескольких звезд) можно было добавить такие слова от лица императора девилийцев:

"Вашу Землю они поглотили годы назад и с тех пор рассылают с нее ложные новости. Создают видимость продолжающейся жизни ваших сородичей. Если они захватят ваш кластер, больше не будет во вселенной человечества."

Что я и сделал. Заодно вернулся немного назад по тексту и добавил в предложение

"Где-то в той стороне, на расстояниях, много больших, сквозь космическую бездну продолжала по спирали лететь все еще живая прародина человечества."

небольшое уточнение-намек для закрепления логики:

".., судя по доходящим до кластера новостям,.."

Как следствие всего этого, рассказ стал гораздо масштабнее в пространстве и времени, а заодно и обрел дополнительный библейский подтекст.

После оставалось лишь гладко завершить рассказ.

Пусть решение с "земным виски" и довольно шаблонное, но оно просто идеально ложилось и на сложность предстоящего Рэйзоркхану решения, и на то, что надо бы ему теперь помянуть поглощенную выживанцами Плантори Землю.

В конечном счете, суть названия рассказа разрослась до того, что стала относиться не только к судьбе Томаса Йепира, но еще и к тому, что скрывавшийся под его виртуальной личиной Рэйзоркхан желал служить самому себе, а так же ко всем троим, кто желал служить ему либо ради того, чтобы приблизиться к нему и убить (Томас Йепир и Бэггер), либо для того, чтобы ему пришлось очень дорого заплатить за получаемую помощь (девилийцы).

P.S. Про изоляцию остатков колонии на Рэйзоре-семь в условиях "обработанных/зараженных" вторженцами ее обитателей и про курьеров Бэггера в ядовито-зеленой форме, думаю, нет смысла рассказывать. С ними и так все, надеюсь, понятно)

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий